Центробанк предложил запретить криптовалюты в России
На этой неделе в нашей стране обсуждалась судьба криптовалют. Это такие электронные деньги, которые ни к чему не привязаны, ни чем не обеспечены, выпускает их не государство, а управляет всем какой-то непонятный подавляющему большинству математический алгоритм. Короче, в карман не положишь, руками не потрогаешь, но все же стоят они немало.
Центробанк предложил криптовалюты у нас запретить. Главный аргумент — все платежи анонимные, а потому неконтролируемые. Президент отреагировал взвешено — призвал Центробанк и правительство все обдумать и прийти к единому мнению. Ведь помимо минусов у криптовалюты и плюсы есть.
Бесконечные ряды компьютеров, выстроенных в длинном ангаре в несколько этажей, производят такой шум, что и в заводских цехах услышишь не всегда. Шумят миллионы вентиляторов, работающих для охлаждения аппаратуры. Криптовалюта, символ экономики XXI века – это в прямом смысле горячая тема.
«Данное оборудование при своей работе нагревается до порядка 60-70 градусов. Необходимо охлаждение», — говорит директор центра обработки данных Иван Каап.
Самый большой в России центр добычи, или майнинга цифровых денег выглядит именно так. Для существования криптовалют, того же биткойна, требуется колоссальный объем математических вычислений. Ими и занимаются те, кого называют майнерами – за вознаграждение в виде той самой криптовалюты. И гигантские цеха, и небольшие домашние майнинг-фермы выполняют одну и ту же задачу – ведут сложные расчеты, обеспечивая выпуск виртуальных монет и их перетекание из одного кошелька в другой.
«Это, по сути, шифровальное оборудование, это мощности компьютерные. Которые расшифровывают это число, чтобы закончить транзакции», — поясняет майнер Юрий Дромашко.
Но обычному человеку нет нужды ломать голову над тем, как это работает. Расчеты в криптовалюте похожи на банковский перевод с той разницей, что эта система обходится без участия традиционных банков.
«Она напоминает колхоз без председателя. Собирается очень много людей, у всех равные права. Они выпускают свои деньги, организуют их вращение. Меняют эти деньги на рубли, доллары, евро и на все остальное, по какому-то переменному курсу, который они, собственно, сами рыночным путем находят. Поэтому это такая немножко анархичная, очень необычная для классической финансовой системы штука», — объясняет председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов.
Именно поэтому классические финансисты на криптовалюты поглядывают с опаской. Российский Центробанк здесь не исключение. Но предложенная им идея тотального запрета виртуальных денег вызвала так много споров, что вмешаться в дискуссию о судьбе криптовалют пришлось президенту страны.
«ЦБ не стоит у нас на пути технического прогресса и сам предпринимает необходимые усилия для того, чтобы внедрять новейшие технологии в эту сферу деятельности. Что касается криптовалют, у ЦБ своя позиция, связана она с тем, что, по мнению экспертов Центрального банка, расширение этого вида деятельности несет в себе определенные риски, и прежде всего для граждан страны, учитывая большую волатильность и некоторые другие составляющие этой темы», — отметил Владимир Путин.
Минусов у криптовалют, и правда, хватает. И это не только скачки курса, которые делают вложения в крипту похожими на игру в казино. Главное, что уводит такую валюту в тень – это анонимность цифровых кошельков. Если расчеты в биткойне отследить трудно, но хотя бы возможно, то есть валюты, например, монеро, для которых конфиденциальность транзакций – это главный принцип. И неудивительно, что расчеты в криптовалюте приобрели популярность в преступном мире. Впрочем, и несомненные плюсы у цифровых денег тоже есть. Один из них – стопроцентная защита от фальшивомонетчиков – криптовалюту невозможно подделать.
«В России вовлечено огромное количество людей в криптовалютную индустрию, в майнинг-индустрию. И поэтому, на наш взгляд, будет важным и будет полезным для государства, наоборот, провести регуляторные политики в сторону смягчения условий для людей, возможности работы здесь. Тем более мы видим, что опять-таки, очень важным является наличие огромного технологического потенциала, который есть у разработчиков из России», — отмечает директор криптовалютной биржи Владимир Смеркис.
Уже сейчас в России открыто 17 миллионов криптокошельков. И по оценкам, граждане страны хранят в них семь триллионов рублей. А в области майнинга валют наша страна занимает третье место в мире после США и Казахстана и вполне может выйти на второе.
«Конечно, есть у нас здесь и определенные конкурентные преимущества, особенно в так называемом майнинге. Имею в виду профицит электроэнергии и хорошо подготовленные имеющиеся в стране кадры. Я бы просил и правительство России, и Центральный банк в ходе дискуссии прийти к какому-то единому мнению и просил бы вас эту дискуссию в ближайшее время провести, а потом сообщить о тех результатах, которые в ходе этой дискуссии будут достигнуты», — сказал президент.
Правительство свое слово уже сказало, опубликовав дорожную карту признания криптовалют в России. Вместо запрета эту сферу предлагают урегулировать, сделав виртуальные деньги частью реальной экономики.
«Это похоже на ту же добычу золота. Вот кто-то, старатель в реке, намыли самородков, сдали их государству. Соответственно, получили за это деньги. Это внесло вклад в ВВП. Если я намайнил биткоинов, соответственно, находясь в России, будучи российским гражданином, это тоже, по сути дела, вклад в ВВП в широком понимании», — отмечает председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов.
В какой валюте – реальной или цифровой – оценивать такой вклад – вопрос дискуссионный, но вот налоги на добычу виртуального золота вполне могут исчисляться в традиционных денежных единицах.

