Сани, саночки и санки
Сани — самый древний вид транспорта на Руси. На санях катались в начале XIX века. «Дорог как таковых не было, — объяснил коллекционер Александр Серегин. — Были реки, речушки, ручейки. Когда зимой все замерзало и превращалось в дороги, на санях катались другу к другу в гости, свадьбы справляли». Раньше сани собирали без единого гвоздя. Чуть позже стали использовать кованные элементы — для красоты и прочности. Коллекционер Александр Серегин уверен, что именно поэтому сани сохранились до сих пор. Хоть они и на ходу, но кататься в них разрешается только местному коту Барсику.
В старину позволить себе сани мог не каждый, слишком дорогое удовольствие. Другое дело санки. Они были почти в каждой семье. Мастерили их из дерева или лозы. На заводе в Воткинске санки делают больше ста лет. «Санки состоят из трех основных элементов — это полоз, опорные элементы, рейки в комплектацию входят, спинка и толкатель», — перечислил генеральный директор завода Рустем Мухаметзянов. Детали делают из алюминия и только сиденье из разноцветных деревянных реечек. Санки на заводе, как в старину, делают в основном весной и летом. Из-за деревянных деталей. При низкой температуре дерево сложнее обрабатывать. Не случайно говорили «готовь сани летом». Есть и совсем простой способ сделать санки. Достаточно вырезать из дерева полозья — две штуки и сиденье и скрепить саморезами. Кстати в старину, чтобы санки скользили лучше, полозья смазывали салом. Сегодня вместо сала можно использовать крем для обуви.