«ПроЯвление» Павла Каплевича в Третьяковке. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 16.06.2017
Мы все знаем шедевр Александра Иванова «Явление Христа народу». А что если бы он был полуосыпавшей фреской? Или черно-белой гравюрой? Даже скульптурным рельефом. Да и написан не в XIX, а в XVI веке. Известная картина «ожила» в рамках медиапроекта «ПроЯвление». Художник Павел Каплевич в очередной раз удивляет игрой с проекциями и многослойной тканью. На глазах проявляется магия на высокомолекулярном уровне.
Любопытно, что те же 20 лет сам Иванов писал свой шедевр. И его картина тоже менялась много раз, ведь художник постоянно дорабатывал композицию, переписывал героев. Одних этюдов больше 600! А сам сюжет мастер называл "всемирным". «Картина олицетворяет первое появление Христа перед народом, который пришел на Иордан, чтобы услышать проповедь Иоанна Крестителя и крестится в водах Иордана, - рассказывает старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Светлана Степанова. - И вот этот момент разной реакции на это чудо Иванов и показал». На лицах отражена вся гамма эмоций - откровенный страх, сомнение, на лицах фарисеев – отказ принимать увиденное. А у кого-то - безоглядная вера. По замыслу художника, полотно должно было отобразить весь ход обращения человека к Христу.
Картину Иванов писал в Италии. Чтобы добиться подлинности чувств, долго искал подходящие образы. «Ему не нужны были просто штатные натурщики, поэтому он искал прототип каждого персонажа среди реальных живых людей», - рассказывает Светлана Степанова.
Современные зрители тоже очень по-разному смотрят на полотно. В этом еще один смысл картины. Всех нас тоже сделать свидетелями чуда. Такого же эффекта добивались и создатели медиаполотна.
И параллели на этом не заканчиваются. Чтобы выставить картину «Явление Христа народу» - в ширину она 7,5 метров! – в 1932 году пришлось достраивать историческое здание Третьяковки. Для медиаверсии во дворе галереи тоже возвели персональный павильон. Посетить его можно с 16 июня до 31 июля.