Вспоминаем Леонида Гайдая. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 30.01.2017
Три гайдаевских богатыря. Тройка, как известно, число сказочное. Три девицы, три сына (младший, как обычно, дурак), три желания, три поросенка. В сказочном лукоморье Гайдая без комической тройки было не обойтись.
В нашем кино второй половины прошлого века было три великих мастера комедии. Лирические комедии Рязанова, грустно-иронические комедии Данелии. Гайдай снимал эксцентрику, фарс, снимал так, чтобы каждую секунду в кадре что-нибудь происходило. Каждая фраза должна быть отточенной и смешной. В гайдаевском кино фразы превращались в гэги, а бессмысленная тарабарщина — в бессмертный универсальный язык.
А ведь Гайдая могло и не быть. После того, как его первую комедию «Жених с того света» обвинили в очернительстве и изуродовали цензурой, Леонид Иович тяжело заболел. Попробовал снимать что-то не смешное — так появилась героическая киноповесть «Трижды воскресший» по сценарию Александра Галича. «Воскресший» провалился, едва выйдя на экран. Гайдай мог стать и актером. Он играл в Иркутском драмтеатре. Очевидцы говорят, что из него мог получиться гениальный комик. Педагоги во ВГИКе сползали со стульев, когда студент Гайдай участвовал в этюдах. Он снялся пару раз в чужих фильмах, а потом очень редко появлялся в своих.
Сейчас трудно представить, но гайдаевские комедии, приносившие стране деньги сопоставимые с доходом от всей алкогольной отрасли, считались чем-то второсортным. Он и сам этому подыгрывал, говорил коллегам: «Это вы высокое искусство делаете, а я так — на потребу публике». Не было в истории нашего кино фильмов радостнее, ярче. В стране Гайдая всегда светит солнце, добро побеждает, а зло так смешно, что не страшно. И студент-очкарик, похожий на самого Гайдая, побеждает дураков, которые раньше казались непобедимыми.
Лучшие фильмы и сериалы Первого канала смотрите на сайте kino.1tv.ru >>