Летопись Победы в камне и бронзе. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 08.05.2021
Есть легенда: якобы в триптихе «Тыл – Фронту» в Магнитогорске, «Родина-Мать Зовет» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Берлине зашифровано послание потомкам: в тылу ковали меч Победы, в Волгограде его подняли против врага, и опустили только в Берлине, освободив мир от фашизма.
На самом деле памятники появлялись в другой последовательности. Первым был Воин-освободитель в берлинском Трептов-парке, солдат с ребенком на руках. Вдохновила скульптора Евгения Вучетича реальная история: во время штурма города боец Николай Масалов спас немецкую девочку. Позировал скульптору другой солдат – Иван Одарченко. Воин-освободитель стоит на обломках свастики: символично, что для строительства памятника использовали мрамор с рейхсканцелярии Гитлера.
О том, как шла работа над скульптурой, рассказывает внук скульптора Е. В. Вучетича – Евгений Вучетич.
Монумент открыли 8 мая 1949 года. К скульптору Евгению Вучетичу мигом пришла мировая слава. В конце 50-х, когда решили создать монумент героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, Вучетич сразу включился в работу. Были разные варианты, но в последний момент появился всем известный образ «Родина-мать зовет». Позировала супруга скульптора, Вера Владимировна.
У статуи уникальная инженерная конструкция: внутри сложная система натяжных тросов, которые изнутри стягивают гигантскую скульптуру. На тот момент она была самой высокой в мире – 85 метров!
А вот монумент «Тыл – фронту» в Магнитогорске возвели в 1979 году, спустя пять лет после смерти Вучетича. Автор этой работы – Лев Головницкий. Но монумент так хорошо вписывался в легенду о Мече Победы, что народная молва приписала авторство Вучетичу.
На самом деле у Вучетича и правда была третья скульптура, где он уничтожает Меч войны. Она так и называлась – «Перекуем мечи на орала». Скульптор подарил ее Организации Объединенных Наций как символ мира.