Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Сообщить о технической проблеме

Наука в годы Великой отечественной. Физика. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 05.05.2022

Майе Ивановне было шесть лет, когда ее вместе с мамой эвакуировали из блокадного Ленинграда по Дороге Жизни. Сама ничего не видела – весь путь провела под брезентом. Помнит только рассказы: как под лед уходили машины, полные людей.

Уезжали в конце марта 42, когда лед уже рыхлый. Но машины проваливались и зимой, на прочном по всем параметрам покрове. Причем проваливались те, что были нагружены меньше!

Почему так получается, поручили выяснить группе ученых Физтеха под руководством Павла Кобеко. Из остатков старых телеграфов и парковой ограды они соорудили прогибограф – прибор для регистрации механических колебаний ледового покрова.

Устройство работало так: один конец проволоки опускали в лунку с помощью грузила, ко второму крепился карандаш. Проезжающая рядом машина создавала нагрузку на лед, пишущее устройство сразу рисовало кривую.

Выяснили: грузовик гонит перед собой волну подо льдом. Ее скорость примерно 35 км/час – чтобы не провалиться, надо ехать медленнее. К тому же, каждая машина в колонне оставляет вторичные волны и после себя. На основе замеров вывели и безопасное расстояние от одного грузовика до другого – не меньше 70 метров.

С января 42 года полуторки стали курсировать по этим правилам и провалов стало меньше. Благодаря им в первую зиму по Дороге жизни в город доставили 360 тысяч тонн грузов и эвакуировали больше полумиллиона ленинградцев.

Подробнее рассказывает директор Физико-технологического института РТУ МИРЭА Роман Шамин.

Алена Астраханцева

Смотрите также

Тематические категории:
Доброе утро
Утренний информационно-развлекательный телеканал