
Наука в годы Великой отечественной. Физика. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 05.05.2022
Майе Ивановне было шесть лет, когда ее вместе с мамой эвакуировали из блокадного Ленинграда по Дороге Жизни. Сама ничего не видела – весь путь провела под брезентом. Помнит только рассказы: как под лед уходили машины, полные людей.
Уезжали в конце марта 42, когда лед уже рыхлый. Но машины проваливались и зимой, на прочном по всем параметрам покрове. Причем проваливались те, что были нагружены меньше!
Почему так получается, поручили выяснить группе ученых Физтеха под руководством Павла Кобеко. Из остатков старых телеграфов и парковой ограды они соорудили прогибограф – прибор для регистрации механических колебаний ледового покрова.
Устройство работало так: один конец проволоки опускали в лунку с помощью грузила, ко второму крепился карандаш. Проезжающая рядом машина создавала нагрузку на лед, пишущее устройство сразу рисовало кривую.
Выяснили: грузовик гонит перед собой волну подо льдом. Ее скорость примерно 35 км/час – чтобы не провалиться, надо ехать медленнее. К тому же, каждая машина в колонне оставляет вторичные волны и после себя. На основе замеров вывели и безопасное расстояние от одного грузовика до другого – не меньше 70 метров.
С января 42 года полуторки стали курсировать по этим правилам и провалов стало меньше. Благодаря им в первую зиму по Дороге жизни в город доставили 360 тысяч тонн грузов и эвакуировали больше полумиллиона ленинградцев.
Подробнее рассказывает директор Физико-технологического института РТУ МИРЭА Роман Шамин.
Алена Астраханцева
Смотрите также
Вместе с этим смотрят

Физика и химия — вот зачем нужны! Доброе утро. Фрагмент

Любопытный ученый Александр Кравченко. Лучше всех! Фрагмент выпуска от 18.12.2016

Чтобы лето было ярким. Доброе утро. Фрагмент

Купаемся по закону! Архимеда... Доброе утро. Фрагмент














