Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Сообщить о технической проблеме

Лопата… Плуг… Вентилятор! Доброе утро. Фрагмент выпуска от 04.02.2015

Сложно представить, но еще 130 лет назад железнодорожное сообщение в России прерывалось на месяц, а то и больше из-за… снежных заносов. Деревни обкладывали особой повинностью, а поезда не отправлялись в путь без лопат.

О борьбе с сугробами писал еще Александр Сергеевич Пушкин в 1836 году, когда первая железная дорога только строилась. «Для сего должна быть выдумана новая машина во что бы то ни стало. О высылке народа для сметания снега нечего и думать: это нелепость». Тем не менее, лопатами снег разгребали еще двадцать лет, пока кто-то не додумался повесить на паровоз плуг. За час машина очищала 30 верст пути и экономила бюджет. Уборка одной версты рабочими стоила 500 рублей, а машиной — всего пять рублей.

В СССР проблемой занимался целый институт — ЦУМЗ. Деревянный снегоуборщик, сконструированный в 30-х годах прошлого века, до сих пор используют по всей стране. Новейшая отечественная разработка — пневмоочистительная машина или ПОМ. По сути это вентилятор на колесах. Мощная струя воздуха отбрасывает снег из-под платформы на 40 метров. За смену комплекс весом в 600 тонн проходит расстояние от Москвы до Рязани. И даже сильные метели ему нипочем. ПОМ эффективна при первом снеге. Плотный снег убирают другие машины, которые «проглатывают» сугробы. С начала года эти машины вывезли 20 миллионов кубометров снега. И все равно не хватает. Каждый день на борьбу со снегом приходится выводить 20 тысяч человек с лопатами.

В Японии на путях скоростного поезда «Синкансэн» снег вообще не убирают. 30 тысяч устройств, установленных по всему маршруту, подают на рельсы горячую воду. Система обошлась в миллиард йен. Но японцы рады. Сообщение на этой ветке не прерывается даже в самые сильные снегопады.

Смотрите также

Тематические категории:
Доброе утро
Утренний информационно-развлекательный телеканал