Северный морской путь. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 16.09.2015
Сто лет назад впервые в истории мореплавания сквозным рейдом был пройден путь из Владивостока в Архангельск. Искать кратчайший путь из Европы в Азию моряки начали еще в XVI веке. Они пытались найти брешь во льдах Северного Ледовитого океана. На протяжении 350 лет пробиться дальше Новой земли никому не удавалось. Впервые сквозной путь по северным морям проделали русские ледокольные пароходы — «Таймыр» и «Вайгач». Стартовав в 1914 году из Владивостока, 16 сентября 1915 года они вошли в порт Архангельска. Современные моряки до сих пор не могут понять, как им это удалось.
Сто лет назад ледоколы работали на пару, сегодня — на ядерной тяге. Мощность двигателя современного корабля — 75 тысяч лошадиных сил. Для такой махины лед шестиметровой толщины не помеха. Российские ледоколы сделали навигацию по Северному морскому пути круглогодичной. Сегодня этот маршрут используется в основном российскими сухогрузами, которые доставляют в сибирские города продовольствие, лес, металл, технику и стройматериалы. Но в скором времени Севморпуть станет важнейшей газовой артерией мира.
Еще три года назад побережье полуострова Ямал было безжизненно и пустынно. Сегодня здесь возвышается настоящий промышленный город, который был построен на самом северном разрабатываемом в России месторождении газа. Порт города может принимать суда из любой точки мира. Несколько дней назад голландский корабль впервые доставил сюда груз из Китая через Берингов пролив. Корабль доставил детали для строительства завода по переработке сжиженного природного газа. Как только завод заработает на полную мощность, газ начнут доставлять по всему миру. По самым скромным оценкам, по Северному морскому пути будут перевозить в шесть раз больше грузов, чем сегодня. Так отчаянная затея двух капитанов пароходов сто лет назад дала России настоящие ворота в Арктику.