Новые данные о расследовании катастрофы малайзийского «Боинга» на юго-востоке Украины
Сегодня эксперты ведущего российского производителя систем ПВО - концерна "Алмаз-Антей" - представили заключения специалистов, которые проливают свет на обстоятельства прошлогодней трагедии. Проведённые исследования позволили сделать вывод о том, каким оружием был сбит лайнер, а также определить место, откуда могла стартовать ракета.
Малазийский самолет действительно сбили зенитной ракетой из комплекса "Бук". Сомнений в этом у экспертов практически нет, а людей, разбирающихся в теме лучше, чем сотрудники концерна "Алмаз-Антей", просто не существует, ведь именно здесь разрабатывали и производили эти зенитно-ракетные системы. Санкции, наложенные на концерн после крушения "Боинга", заставили экспертов провести своё расследование.
"Нами была проведена большая работа по анализу всей имеющейся информации связанной с крушением самолета. Сегодня вашему вниманию мы представим доказательства непричастности концерна к катастрофе с малайзийским "Боингом", - сказал генеральный директор концерна "Алмаз-Антей" Ян Новиков.
Чтобы установить, что именно произошло с самолетом в небе над Донбассом, инженеры проанализировали повреждения, полученные лайнером в результате катастрофы. Вывод был сделан сразу – стреляли управляемой ракетой. Но какой именно? Понять это помог найденный в обломках "Боинга" поражающий элемент, который используется только в ракетах одного типа.
"Наиболее вероятным типом ракеты, приведшей к трагедии с "Боингом", является ракета 9М38М1 и ее боевой части 9Н314. Именно эта ракета снаряжается тремя типами поражающих элементов и содержит более 7800 поражающих элементов", – отмечает советник генерального конструктора концерна "Алмаз-Антей" Михаил Малышевский.
Важное уточнение: в России комплексы "Бук" уже давно оснащаются ракетами другого типа. Зато на вооружении украинской армии таких ракет осталось около тысячи.
"Данная ракета комплекса "Бук" была снята с производства заводами, впоследствии вошедшими в концерн, образованный в 2002 году, в 1999 году. То есть ни концерн, ни его предприятия не могли поставить эти ракеты в XXI веке кому бы то ни было", - заявил генеральный директор концерна "Алмаз-Антей" Ян Новиков.
А вот обслуживать старые ракеты концерн мог – и именно с такой просьбой к нему в свое время обратилась Украина – но в итоге от услуг специалистов Киев отказался, и обслуживание ракет с продлением сроков их эксплуатации на Украине проводили своими силами. Что получилось в результате, остается только гадать.
Чтобы в деталях восстановить картину крушения "Боинга", экспертам "Алмаз-Антея" пришлось даже рассекретить данные, которые раньше составляли государственную тайну. Практически все зенитные ракеты имеют одинаковый принцип действия. Они не врезаются, как иногда принято считать, в самолет, а взрываются рядом с ним. Поражение происходит за счет разлета осколков. Но у ракеты, уничтожившей "Боинг", есть важная особенность – и она, как отпечатки пальцев, позволяет безошибочно определить и модель самой ракеты, и то, как именно был поражен самолет. При взрыве осколки разлетаются в стороны, формируя своего рода круглое облако, но внутри него есть область, особенно насыщенная поражающими элементами. Она получила название "скальпель". И по отметинам от этого "скальпеля", то есть по следам, оставшимся на самолете после попадания осколков, можно понять, откуда ракета была выпущена по цели.
"Даже незначительное изменение положения ракеты в пространстве позволяет существенно изменить характер поражений. А учитывая то, что одной из особенностей этой ракеты является наличие "скальпеля", именно его следы или отпечатки, обнаруженные на конструкции самолета, позволили с высокой степенью вероятности определить условия подхода ракеты к цели и, соответственно, условия, при которых ракета встретилась с целью", - сказал советник генерального конструктора концерна "Алмаз-Антей" Михаил Малышевский.
При изучении обломков самолета эксперты обратили внимание – у "Боинга" была повреждена левая сторона – кабина, двигатель, крыло и часть хвостового оперения. При этом справа кабина повреждений практически не получила, целыми остались даже стекла. Кое-где поражающие элементы просто скользнули по обшивке. Подобная картина возможна только в одном случае – если к самолету ракета подлетела сбоку, причем с правого борта. Как только она пересекла курс лайнера, она взорвалась – уже немного левее него. При другом направлении полета ракеты другими оказались бы и следы от осколков. Как и в том случае, если бы ракета летела "Боингу" навстречу.
"Проведенное моделирование показывает, что рассчитанные условия встречи ракеты с самолетом реализуются только при пуске из этого ограниченного района – а именно южнее населенного пункта Зарощенское", - сказал советник генерального конструктора концерна "Алмаз-Антей" Михаил Малышевский.
Это самый важный вывод, который удалось сделать экспертам, ведь почти сразу после катастрофы с украинской стороны звучали заявления, будто сбившая "Боинг" пусковая установка находилась в районе города Снежное. А он в июле был под контролем ополченцев. Но оттуда ракета летела бы по совсем другой траектории, которую специалисты отмели как невозможную. А вот район поселка Зарощенское, откуда предположительно и производилась стрельба, контролировали украинские войска – и здесь сразу вспоминаются сведения, обнародованные Министерством обороны России вскоре после крушения. Согласно спутниковым данным, именно там, у Зарощенского, в день трагедии находились украинские комплексы "Бук".
"Утром этого же дня в районе населенного пункта Зарощенское, что в 50 км восточнее Донецка и в 8-ми км южнее Шахтерска, обнаружена батарея "Бук". Возникает вопрос: почему батарея оказалась в этом районе, вблизи территории, контролируемой ополченцами, и непосредственно перед трагедией?" - отметил в июле 2014 года начальник главного оперативного управления генерального штаба вооруженных сил РФ Андрей Картаполов.
Украина фактически уже признала выводы экспертов, поскольку в киевском генштабе поспешили заявить, что 17 июля Зарощенское украинские военные, оказывается, не контролировали. Хотя это легко опровергается – в том числе документами. В руках ополченцев не так давно оказалась карта боевых действий, принадлежавшая киевским офицерам. И там как раз указаны позиции войск недалеко от Зарощенского.
"Это рабочая карта командира первого батальона 95-й отдельной аэромобильной бригады, которая датирована началом июля прошлого года. Самым примечательным является отмеченная на карте стартовая позиция зенитных ракетных комплексов средней дальности "Бук", - сказал в апреле 2015 года Басурин.
Специалисты концерна "Алмаз-Антей" уже представили свой доклад и членам международной комиссии, занимающейся расследованием катастрофы. Реакции оттуда пока не последовало. К слову, эксперты не сбрасывают со счетов и другие версии – в том числе, что по "Боингу" мог стрелять военный самолет. Но в подтверждение своей правоты они готовы даже провести эксперимент – подорвать ракету "Бука" рядом со списанным лайнером. Тогда сомнения относительно того, что именно произошло в небе над Донбассом 17 июля, будут окончательно развеяны.