Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
2 июня 2015, 21:06

Новые данные о расследовании катастрофы малайзийского «Боинга» на юго-востоке Украины

Сегодня эксперты ведущего российского производителя систем ПВО - концерна "Алмаз-Антей" - представили заключения специалистов, которые проливают свет на обстоятельства прошлогодней трагедии. Проведённые исследования позволили сделать вывод о том, каким оружием был сбит лайнер, а также определить место, откуда могла стартовать ракета.

Малазийский самолет действительно сбили зенитной ракетой из комплекса "Бук". Сомнений в этом у экспертов практически нет, а людей, разбирающихся в теме лучше, чем сотрудники концерна "Алмаз-Антей", просто не существует, ведь именно здесь разрабатывали и производили эти зенитно-ракетные системы. Санкции, наложенные на концерн после крушения "Боинга", заставили экспертов провести своё расследование.

"Нами была проведена большая работа по анализу всей имеющейся информации связанной с крушением самолета. Сегодня вашему вниманию мы представим доказательства непричастности концерна к катастрофе с малайзийским "Боингом", - сказал генеральный директор концерна "Алмаз-Антей" Ян Новиков.

Чтобы установить, что именно произошло с самолетом в небе над Донбассом, инженеры проанализировали повреждения, полученные лайнером в результате катастрофы. Вывод был сделан сразу – стреляли управляемой ракетой. Но какой именно? Понять это помог найденный в обломках "Боинга" поражающий элемент, который используется только в ракетах одного типа.

"Наиболее вероятным типом ракеты, приведшей к трагедии с "Боингом", является ракета 9М38М1 и ее боевой части 9Н314. Именно эта ракета снаряжается тремя типами поражающих элементов и содержит более 7800 поражающих элементов", – отмечает советник генерального конструктора концерна "Алмаз-Антей" Михаил Малышевский.

Важное уточнение: в России комплексы "Бук" уже давно оснащаются ракетами другого типа. Зато на вооружении украинской армии таких ракет осталось около тысячи.

"Данная ракета комплекса "Бук" была снята с производства заводами, впоследствии вошедшими в концерн, образованный в 2002 году, в 1999 году. То есть ни концерн, ни его предприятия не могли поставить эти ракеты в XXI веке кому бы то ни было", - заявил генеральный директор концерна "Алмаз-Антей" Ян Новиков.

А вот обслуживать старые ракеты концерн мог – и именно с такой просьбой к нему в свое время обратилась Украина – но в итоге от услуг специалистов Киев отказался, и обслуживание ракет с продлением сроков их эксплуатации на Украине проводили своими силами. Что получилось в результате, остается только гадать.

Чтобы в деталях восстановить картину крушения "Боинга", экспертам "Алмаз-Антея" пришлось даже рассекретить данные, которые раньше составляли государственную тайну. Практически все зенитные ракеты имеют одинаковый принцип действия. Они не врезаются, как иногда принято считать, в самолет, а взрываются рядом с ним. Поражение происходит за счет разлета осколков. Но у ракеты, уничтожившей "Боинг", есть важная особенность – и она, как отпечатки пальцев, позволяет безошибочно определить и модель самой ракеты, и то, как именно был поражен самолет. При взрыве осколки разлетаются в стороны, формируя своего рода круглое облако, но внутри него есть область, особенно насыщенная поражающими элементами. Она получила название "скальпель". И по отметинам от этого "скальпеля", то есть по следам, оставшимся на самолете после попадания осколков, можно понять, откуда ракета была выпущена по цели.

"Даже незначительное изменение положения ракеты в пространстве позволяет существенно изменить характер поражений. А учитывая то, что одной из особенностей этой ракеты является наличие "скальпеля", именно его следы или отпечатки, обнаруженные на конструкции самолета, позволили с высокой степенью вероятности определить условия подхода ракеты к цели и, соответственно, условия, при которых ракета встретилась с целью", - сказал советник генерального конструктора концерна "Алмаз-Антей" Михаил Малышевский.

При изучении обломков самолета эксперты обратили внимание – у "Боинга" была повреждена левая сторона – кабина, двигатель, крыло и часть хвостового оперения. При этом справа кабина повреждений практически не получила, целыми остались даже стекла. Кое-где поражающие элементы просто скользнули по обшивке. Подобная картина возможна только в одном случае – если к самолету ракета подлетела сбоку, причем с правого борта. Как только она пересекла курс лайнера, она взорвалась – уже немного левее него. При другом направлении полета ракеты другими оказались бы и следы от осколков. Как и в том случае, если бы ракета летела "Боингу" навстречу.

"Проведенное моделирование показывает, что рассчитанные условия встречи ракеты с самолетом реализуются только при пуске из этого ограниченного района – а именно южнее населенного пункта Зарощенское", - сказал советник генерального конструктора концерна "Алмаз-Антей" Михаил Малышевский.

Это самый важный вывод, который удалось сделать экспертам, ведь почти сразу после катастрофы с украинской стороны звучали заявления, будто сбившая "Боинг" пусковая установка находилась в районе города Снежное. А он в июле был под контролем ополченцев. Но оттуда ракета летела бы по совсем другой траектории, которую специалисты отмели как невозможную. А вот район поселка Зарощенское, откуда предположительно и производилась стрельба, контролировали украинские войска – и здесь сразу вспоминаются сведения, обнародованные Министерством обороны России вскоре после крушения. Согласно спутниковым данным, именно там, у Зарощенского, в день трагедии находились украинские комплексы "Бук".

"Утром этого же дня в районе населенного пункта Зарощенское, что в 50 км восточнее Донецка и в 8-ми км южнее Шахтерска, обнаружена батарея "Бук". Возникает вопрос: почему батарея оказалась в этом районе, вблизи территории, контролируемой ополченцами, и непосредственно перед трагедией?" - отметил в июле 2014 года начальник главного оперативного управления генерального штаба вооруженных сил РФ Андрей Картаполов.

Украина фактически уже признала выводы экспертов, поскольку в киевском генштабе поспешили заявить, что 17 июля Зарощенское украинские военные, оказывается, не контролировали. Хотя это легко опровергается – в том числе документами. В руках ополченцев не так давно оказалась карта боевых действий, принадлежавшая киевским офицерам. И там как раз указаны позиции войск недалеко от Зарощенского.

"Это рабочая карта командира первого батальона 95-й отдельной аэромобильной бригады, которая датирована началом июля прошлого года. Самым примечательным является отмеченная на карте стартовая позиция зенитных ракетных комплексов средней дальности "Бук", - сказал в апреле 2015 года Басурин.

Специалисты концерна "Алмаз-Антей" уже представили свой доклад и членам международной комиссии, занимающейся расследованием катастрофы. Реакции оттуда пока не последовало. К слову, эксперты не сбрасывают со счетов и другие версии – в том числе, что по "Боингу" мог стрелять военный самолет. Но в подтверждение своей правоты они готовы даже провести эксперимент – подорвать ракету "Бука" рядом со списанным лайнером. Тогда сомнения относительно того, что именно произошло в небе над Донбассом 17 июля, будут окончательно развеяны.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей