«Неукротимая пани Моника». Документальный фильм к 100-летию Ольги Аросевой
«Вулкан эмоций», «водородная бомба» — так называли ее знаменитую героиню из «Кабачка "13 стульев"». Сама актриса обладала удивительным обаянием и неизменным успехом у публики, особенно у мужчин. Она признавалась: да, все ее мужчины были красавцами — некрасивых и бесталанных она не любила. А саму Аросеву любил весь Советский Союз. Ее пани Монику обожал даже Брежнев и требовал, чтобы актриса появлялась в каждом выпуске передачи.
В фильмах Рязанова «Берегись автомобиля» и «Старики-разбойники» Аросева раскрывает иные грани таланта: ее героини там — заботливые, верные и по-настоящему простые женщины. И все же в памяти зрителя она остается пани Моникой. Одна роль — и такая бешеная популярность. Но у славы была и обратная сторона: коллеги завидовали, недоброжелатели распускали слухи о ее личной жизни. На сплетни Аросева не реагировала: смеясь над злопыхателями, она только подливала масла в огонь «общественного мнения» — разводилась, влюблялась, снова искала новое счастье. Эпатировала? Да. И всегда поступала по-своему — смело и дерзко нарушая сковывающие ее правила.
О раннем детстве Ольга Александровна рассказывала с гордостью и юмором: зачата — в Париже, первые шаги — в Стокгольме, первое выступление — в Праге. Отец служил дипломатом, и кочевая жизнь по европейским столицам была для семьи естественной. В жилах Аросевых текла цыганская кровь — что им переезжать с места на место? Раз плюнуть! От бабушки-цыганки Ольга унаследовала и темперамент. Если старшие сестры были спокойнее, то младшая — командир с пеленок. Неробкого десятка, она не растерялась и в девять лет, когда на параде встретила Сталина, а потом и вовсе одна пошла к нему на день рождения в Кремль. Отец едва не упал в обморок, узнав об этом.
Отца Аросева обожала, а он отвечал ей взаимностью и всячески баловал. Александр Яковлевич никогда не скрывал, что она — его любимица. «Мерзавец» или «любимец» — так он ее называл. Мерзавцу прощалось все. Большую часть времени девочки проводили с бабушкой: мать они потеряли рано — та ушла из семьи, увлеченная новой любовью. Этого Ольга Александровна не простила. В 12 лет она потеряла и отца: дипломата Александра Аросева арестовали. Девочка сразу принялась писать Сталину письмо, уверяя, что настоящего большевика забрали по ошибке. Ответ она ждала долго, и когда он пришел, увидела желанные слова: «Дело будет пересмотрено». Но было поздно. Много лет спустя, прочитав чудом сохранившиеся дневники отца, она сказала: «Я едва не ослепла от слез».
В автобиографии Аросева откровенно писала о своем неукротимом характере: она не любила в себе несдержанность, резкость по пустякам, «ядовитый язык». Говорила всегда прямо, никогда — за спиной. Резкости объясняла не только трудным характером, унаследованным от предков, но и тем, что слишком рано начала самостоятельную жизнь и недобрала воспитания.
Как ребенок — обижалась. Как взрослая — могла ответить так, что мало не покажется. Ее настроение менялось от бури до штиля несколько раз в день. Если что-то не нравилось — говорила сразу, в лицо. Больше всего она не любила небрежности в любом деле, а вот настоящих профессионалов уважала и, по ее словам, буквально влюблялась в них. И могла горячо защитить словами своей героини из «Стариков-разбойников»: «Подсудимый — честный человек! Он святой почти!»
Рязанов поначалу не хотел снимать Аросеву в «Стариках-разбойниках»: опасался, что зритель увидит в героине ту самую пани Монику, неотделимую от актрисы. Аросева убеждала его долго, и режиссер уступил лишь с условием: никаких «панимониковских» черт — ни завитушки, ни бантика. Это должна быть старая и некрасивая женщина. Аросевой пришлось согласиться, хотя, глядя на ее героиню в фильме, язык не повернется назвать ее старой или некрасивой.
Героини Аросевой часто были похожи на нее саму. В «Трембите» Парася говорит: «Ну и что ж такого, что я против? А может, у меня характер такой, что я всегда против!» А в мультфильме героиня голосом Аросевой заявляет: «Баба Яга — против!» Против — Ольга Александровна была и в своем любимом Театре Сатиры. Против несправедливости. До сих пор коллеги говорят: «Она была силой и справедливостью театра Сатиры».
В 60-е, блистая в кино и на телевидении, она осталась без ролей в родном театре. Конфликт с главным режиссером Валентином Плучеком был серьезным. Он ненавидел «Кабачок» и пытался запрещать актерам сниматься в нем. Публика же шла в театр ради пани Моники, пана Директора, пана Ведущего — и это раздражало Плучека. Но страдала только Аросева. Говорили, что мстил он не за «Кабачок», а за попытку актрисы привести на его место Евгения Весника, ее друга и партнера по «Трембите». Уволить ее он не мог, но лишил ролей на десять лет — удар, от которого Аросева едва оправилась. Она не мыслила себя без сцены.
Последние годы жизни сильная и гордая актриса скрывала, что борется с тяжелой онкологией. Врачи запрещали ей работать, но она никого не слушала. У театра дежурила скорая — на случай, если ей станет плохо. Даже в самые тяжелые дни она выходила на сцену, и какой болью давался каждый шаг, знала только она сама.
Ольга Аросева — шарм и шик, море обаяния и улыбка. Она обладала редким даром — заставлять зрителя влюбляться в себя. Ее чувства к публике всегда были по-детски искренними. И эта взаимная любовь будет сиять всегда.
В фильме принимают участие:
Наталья Аросева — племянница
Елена Аросева-Каширина — родственница Ольги Аросевой
Андрей Житинкин — режиссер
Алена Яковлева — актриса
Юрий Нифонтов — актер
Александр Олешко — актер
Бронислава Чунихина — подруга
Юрий Васильев — режиссер, актер
Ольга Аросева (архивное видео)
Спартак Мишулин (архивное видео)
Вера Васильева (архивное видео)
Автор и режиссер:
Александр Тяпов
Продюсер:
Дарья Пиманова
Производство:
ООО «МИРмедиа»
Сейчас смотрят
Вместе с этим смотрят

Неукротимая пани Моника. Документальный фильм к 100-летию Ольги Аросевой. Анонс
Актеры Нонна Гришаева и Александр Олешко. Вечерний Ургант. Фрагмент выпуска от 25.09.2012

«Ольга Аросева. Рецепт ее счастья». Документальный фильм

«Ольга Аросева. Рецепт ее счастья». Документальный фильм













