«Хозяин тайги», 1968
Участковый Василий Серёжкин
В таежном поселке, где все друг друга знают, происходит неожиданная кража в местном магазине. В преступлении сознается местный сплавщик Николай Ипатов, но молодой участковый Серёжкин видит нестыковки в показаниях и начинает подозревать бригадира артели лесосплавщиков Ивана Рябого.
Сергей Кудрявцев: «Валерий Золотухин — по-народному лукавый деревенский милиционер, старшина Серёжкин. Он не только умеет душевно распевать русскую песню «Ой, мороз, мороз…», но и ловить преступников в сибирской тайге — раньше это давалось куда легче, особенно на киноэкране. А вот антагонистом таежного участкового выступил довольно колоритный персонаж, бригадир лесосплавщиков Рябой, сыгранный Владимиром Высоцким, которому в кино порой приходилось изображать людей, оказывающихся не в ладах с законом или нормами нравственности, но по-человечески все-таки привлекательных. И можно сказать, что в "Хозяине тайги" Золотухин и Высоцкий, которыми были партнерами в театре на Таганке и дружили в реальной жизни, соперничают из-за внимания и сочувствия зрителей практически на равных».
«Бумбараш», 1972
Бумбараш
Фильм по произведениям Аркадия Гайдара. Рядовой Бумбараш возвращается в родную деревню из плена после Первой мировой войны. Все его односельчане и даже любимая девушка считают героя погибшим, а вокруг бушует Гражданская война — власть постоянно переходит от белых к красным. Бумбараш пытается выжить в окружающем его хаосе.
Николай Рашеев, режиссер: «Вообще странно все получилось... На главную роль к тому времени пробовался Миша Кононов. Он был бы "народным" пареньком. Но я нисколько не жалею, что взял Золотухина. Он дал отклонение, от которого рождается этот образ, потому что норма не рождает ничего кроме нормы».
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 1976
Слуга Филька
Подаренный Петру I темнокожий принц попадает в милость к царю, обучается наукам и манерам при дворе и во Франции. Вернувшись из Парижа, арап влюбляется в дочь богатого дворянина. Это неуместное чувство изменяет отношение к юноше Петра и всего его окружения.
РИА Новости Weekend: «В образе крепостного — обжоры, попрошайки, чем-то близкого образу кукольного Петрушки — воплотились самые разные качества: и бунт, и любознательность (крепостной читает Плутарха и хочет учить иностранные языки), и размышления о русском народном характере».
«Чародеи», 1982
Иван Кривин
Новогодняя сказка по мотивам повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу». В НИИ, занимающемся изучением магии, ведутся разработки волшебной палочки. Один из сотрудников из ревности заставляет руководительницу института наложить заклятие на молодую волшебницу Алену, после которого та превращается в настоящую злую ведьму. Жених Алены всеми способами, в том числе и магическими, пытается вернуть любимую.
Константин Бромберг, режиссер: «Для Шемаханской искали зама по науке, этакого вальяжного чародея, супермага Киврина, всесильного и одновременно беззащитного. Пробовали Николая Гринько, Олега Басилашвили, Александра Попова, но они "уступили" место зама Валерию Золотухину, немного неуклюжему, очкастому, забавному. Он словно обратил глаза зрачками внутрь и это состояние смог протянуть через всю роль!»
«Остров сокровищ», 1982
Бен Ганн
Экранизация романа Роберта Стивенсона. Юный Джим Хокинс вместе с друзьями случайно обнаруживает карту капитана Флинта с указанием острова, где спрятаны сокровища знаменитого пирата. Они отправляются в опасное путешествие в поисках клада, не подозревая, что за ними следует опытный пират Джон Сильвер, у которого свои планы на сокровища Флинта.
Татьяна Ершова, Кирилл Шамсутдинов: «Многие его роли были сопряжены с воплощением на экране сводящей с ума боли жизненного выбора, который причем нередко за героев делали обстоятельства, оставляя им лишь страдания. Не самой яркой, но показательной в этом отношении является роль раскаявшегося полубезумца Бена Ганна, пирата, оставленного товарищами на Острове сокровищ в наказание за непослушание. В воробьевской детско-юношеской экранизации Стивенсона 1982 года именно Золотухину досталась роль, сравнимая если не с Агасфером, то, по крайней мере, с мифологическими грешниками Танталом и Сизифом».
Валерий Золотухин в первую очередь знаком зрителям по своим ролям в театре и кино, но его творческая натура проявлялась и в других областях.
Певец
В списке многочисленных наград Валерия Золотухина неожиданная для актера победа в финале конкурса «Песня-74». «В ответ на твой обман» на слова Михаила Танича и музыку Никиты Богословского стала одной из десяти песен за более чем 40-летнюю история фестиваля, исполненной на бис.
Все песни в «Бумбараше» и «Хозяине тайги» Золотухин исполнял сам, многие из них ушли в народ. Его голосом пели и другие актеры — именно ему принадлежат знаменитое «Счастье вдруг, в тишине» Жоржа Милославского из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» и «Жестокое танго» Арчила Гомиашвили в «Остапе Бендере».
Валерий Золотухин: «Все-таки пение — это какая-то вспомогательная часть моего творчества, не основная. Чтобы петь профессионально и посвятить этому жизнь — думаю, у меня нет для этого данных».
Писатель
На счету Золотухина восемь книг: воспоминания о детстве и юношестве, сцены из актерской жизни, очерки о друзьях и коллегах, собственная биография на фоне истории главного в его жизни театра, «Таганки» Юрия Любимова. Его герои — Анатолий Эфрос, Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина — те, без кого невозможно представить русскую культуру прошлого века.
Валерий Золотухин: «Когда я поступил в театральный институт, то педагоги сказали: "Ребята, записывайте все, что происходит с вами — это будут наблюдения, ваша актерская копилка…" И я начал записывать, а потом понял, что делаю что-то не то, потому что у меня складывались истории, которые можно было прочитать соседу. И так получилось, что я даже стал зарабатывать журналистикой. Написал статью о моем друге, студенте школы-студии МХАТ Джавиде и отправил в "Дагестанскую правду", получив первый гонорар в пять рублей. А потом я написал один рассказ, второй, третий. И отнес повесть "На Исток-речушку, к детству моему" в журнал "Юность", где ее и опубликовали. А писатели начали мне говорить: "Брось театр и кино, если Бог дал тебе такой дар!" И они были очень близки к тому, чтобы меня уговорить. Ведь соблазн был очень велик! Борис Николаевич Полевой меня убеждал, держа в руках книгу: "Старичок, вот это останется! А все чем ты занимаешься — это тлен…" И я теперь подумал, что хорошо, что они меня не сбили. Потому что то, что останется от тебя на века, предсказать очень сложно…»

