
Великий перелом. Художественный фильм
Фильм рассказывает о судьбах тех, кто принимал участие в Сталинградской битве, ставшей переломом в Великой Отечественной войне. В течение пяти месяцев 1942 года город сопротивлялся фашистскому наступлению. Отдать Сталинград врагу значило проиграть войну, но и удержать город казалось почти невозможно...
«Великий перелом» — один из первых фильмов, в котором война изображалась не через батальные сцены, а сквозь призму штабных совещаний и разработки стратегии полководцами высшего эшелона. Идея картины появилась у режиссера Фридриха Эрмлера и сценариста Бориса Чирскова еще в 1942 году после отражения наступления немецких войск на Москву, но окончательно сформировалась только после завершения Сталинградской операции.
Фридрих Эрмлер и Борис Чирсков в журнале «Сеанс»:
Как за профессиональным разговором военных вскрыть драматизм личной человеческой страсти? Как выразить незримое напряжение воли и мысли полководца над сухой картой? Призрак карты, как символ непобедимой скуки, тяготел над нами до самого конца работы. <…> Страх перед тем, что вообще штабные сцены будут скучны и зритель их не выдержит, не оставлял нас.
Режиссер и сценарист тесно сотрудничали на протяжении всей работы над фильмом: Эрмлер, прислушиваясь к Чирскову, переснимал целые эпизоды, а тот, в свою очередь, уже во время съемок заново переписал треть сценария.
Эрмлер (этот псевдоним Вульф Бреслав взял себе в 1919 году при вступлении в РКП(б)) в 1940 году стал художественным руководителем «Ленфильма», а после эвакуации студии в Алма-Ату работал режиссером Центральной объединенной киностудии (ЦОКС). Там он начал сотрудничество с Чирсковым. В 1933 году драматург был осужден за принадлежность к «эсеровско-народнической» организации и выслан в Томскую область. К началу войны он отбыл наказание и вернулся к работе.
Фридрих Эрмлер и Борис Чирсков в журнале «Сеанс»:
По шутливому замечанию одного из товарищей, мы «мучались друг об друга» и только потому смогли довести до конца эту очень тяжелую работу.
Помимо разговорных штабных сцен в фильме присутствуют и кадры боев. Натурные съемки проходили на Ленинградском фронте при участии настоящих солдат и техники. Немецких военных в картине сыграли пленные фашисты.
Главную роль, генерал-полковника командующего фронтом Муравьева, сыграл Михаил Державин, отец Михаила Державина. Его персонаж — собирательный образ советских военных руководителей: Георгия Жукова, Константина Рокоссовского, Николая Ватутина, Родиона Малиновского, Федора Толбухина.
В роли шофера Минутки в фильме снялся Марк Бернес. Именно в «Великом переломе» прозвучала «Песенка фронтового шофера», которую артист потом часто исполнял по радио от лица своего персонажа.
Первоначальное название фильма — «Генерал армии». На основе сценария Борис Чирсков написал пьесу «Победители», которую в 1946 году поставили во МХАТе, а затем и в других театрах страны.
На первом Каннском кинофестивале в 1946 году картина разделила главный приз, «Первую международную премию», с десятью фильмами из других представленных в конкурсе стран. В СССР коллектив, работавший над «Великим переломом», получил Сталинскую премию I степени.
Режиссер:
Фридрих Эрмлер
Сценарист:
Борис Чирсков
Операторы:
Аркадий Кольцатый, Ниссон Шифрин
Композитор:
Гавриил Попов
Художник:
Николай Суворов
Актеры:
Михаил Державин (старший), Петр Андриевский, Юрий Толубеев, Андрей Абрикосов, Александр Зражевский, Николай Корн, С. Рахманин, Марк Бернес, Владимир Марьев, Павел Волков
Производство:
Ленфильм, СССР, 1945