Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Кино Победы. Удивительные факты о легендарных советских фильмах о войне
29 апреля 2025
В рамках празднования Дня Победы Первый канал при поддержке Госфильмофонда России представляет зрителям уникальную возможность бесплатно, в хорошем качестве и без рекламы посмотреть легендарные советские фильмы о войне. Редакция 1tv.ru рассказывает о 15 лентах военного и послевоенного времени, представленных в рамках акции «Кино Победы».

«Великий перелом»

Фридрих Эрмлер, 1945

«Великий перелом» — один из первых фильмов, в котором война изображалась не через батальные сцены, а сквозь призму штабных совещаний и разработки стратегии полководцами высшего эшелона. Идея картины появилась у режиссера Фридриха Эрмлера и сценариста Бориса Чирскова еще в 1942 году после отражения наступления немецких войск на Москву, но окончательно сформировалась только после завершения Сталинградской операции.

Фридрих Эрмлер и Борис Чирсков

в журнале «Сеанс»

Как за профессиональным разговором военных вскрыть драматизм личной человеческой страсти? Как выразить незримое напряжение воли и мысли полководца над сухой картой? Призрак карты, как символ непобедимой скуки, тяготел над нами до самого конца работы. <…> Страх перед тем, что вообще штабные сцены будут скучны и зритель их не выдержит, не оставлял нас.

Режиссер и сценарист тесно сотрудничали на протяжении всей работы над фильмом: Эрмлер, прислушиваясь к Чирскову, переснимал целые эпизоды, а тот, в свою очередь, уже во время съемок заново переписал треть сценария.

Эрмлер (этот псевдоним Вульф Бреслав взял себе в 1919 году при вступлении в РКП(б)) в 1940 году стал художественным руководителем «Ленфильма», а после эвакуации студии в Алма-Ату работал режиссером Центральной объединенной киностудии (ЦОКС). Там он начал сотрудничество с Чирсковым. В 1933 году драматург был осужден за принадлежность к «эсеровско-народнической» организации и выслан в Томскую область. К началу войны он отбыл наказание и вернулся к работе.

Фридрих Эрмлер и Борис Чирсков

в журнале «Сеанс»

По шутливому замечанию одного из товарищей, мы «мучались друг об друга» и только потому смогли довести до конца эту очень тяжелую работу.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:Сталинградская битва. Великий переломПомимо разговорных штабных сцен в фильме присутствуют и кадры боев. Натурные съемки проходили на Ленинградском фронте при участии настоящих солдат и техники. Немецких военных в картине сыграли пленные фашисты. Главную роль, генерал-полковника командующего фронтом Муравьева, сыграл Михаил Державин, отец Михаила Державина. Его персонаж — собирательный образ советских военных руководителей: Георгия Жукова, Константина Рокоссовского, Николая Ватутина, Родиона Малиновского, Федора Толбухина. 

В роли шофера Минутки в фильме снялся Марк Бернес. Именно в «Великом переломе» прозвучала «Песенка фронтового шофера», которую артист потом часто исполнял по радио от лица своего персонажа.

Первоначальное название фильма — «Генерал армии». На основе сценария Борис Чирсков написал пьесу «Победители», которую в 1946 году поставили во МХАТе, а затем и в других театрах страны.

На первом Каннском кинофестивале в 1946 году картина разделила главный приз, «Первую международную премию», с десятью фильмами из других представленных в конкурсе стран. В СССР коллектив, работавший над «Великим переломом», получил Сталинскую премию I степени.  

«Как Вася Теркин призываться шел»

Виталий Сюмкин и Павел Шмидт, 1941

Мультипликационный фильм про популярного персонажа Василия Теркина сняли Виталий Сюмкин и Павел Шмидт. Сюмкин — создатель первого ленинградского цветного мультфильма «Симфония мира». Умер в год выхода «Васи Теркина…» во время блокады Ленинграда. Над фильмом работал также композитор Венедикт Пушков, автор музыки к множеству культовых советских картин, в том числе «Дорогой мой человек».

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:Уникальный «Василий Теркин»Поэма Александра Твардовского «Василий Теркин. Книга про бойца» впервые была напечатана в 1942 году, но сам персонаж появился раньше. Еще во время советско-финской войны в 1939 году редколлегия газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» сделала добродушного неунывающего парня героем фельетонов. Теркин — плод коллективного творчества художников Вениамина Брискина и Василия Фомичева, а также Николая Щербакова, Самуила Маршака, Цезаря Солодаря, Николая Тихонова и других поэтов-корреспондентов. Твардовский, также трудившийся в газете, написал вступление к серии иллюстрированных фельетонов о Теркине. 

Фильм Сюмкина и Шмидта — одно из первых появлений Теркина на экране. 4-минутный мультфильм во время войны показывали в кинотеатрах перед началом основного сеанса.

В 2020 году Министерство обороны РФ рассекретило и выложило в открытый доступ часть материалов о Великой Отечественной войне. Среди них — специальный раздел сайта ведомства, посвященный Василию Теркину. Там, среди прочего, рассказывается и о киновоплощениях известного персонажа.

«Жизнь в цитадели»

Герберт Раппапорт, 1947

«Жизнь в цитадели» — первый художественный фильм советской Эстонии. Роли исполнили эстонские артисты, для многих из них это был дебют в кино. За главную роль профессора Аугуста Мийласа Лаур Хуго получил Сталинскую премию, а в год выхода картины — звание Народного артиста республики. Это было всего второе его появление на большом экране.

Герберт Раппапорт, также награжденный Сталинской премией, долго шел к работе в советском кинематографе. Австрийский режиссер начинал снимать в паре с лауреатом Венецианского фестиваля Георгом Пабстом, но в 1935 году их пути разошлись — Раппапорт принял предложение главы «Союзкино» и Главного управления кинофотопромышленности Бориса Шумяцкого о переезде в СССР.

В России режиссер планировал снять давно задуманную антифашистскую картину. Однако вышедший в 1938 году «Профессор Мамлок» был изъят из проката после подписания пакта Молотова—Риббентропа. Следующий его фильм «Гость» постигла та же судьба: картина о японском шпионе на советском Крайнем севере была изъята из проката после подписания советско-японского соглашения о прекращении военных действий в Монголии в 1939 году.

Над фильмом также работала часть творческого коллектива «ФЭКС»: в него входили автор сценария Леонид Трауберг и художник-постановщик Евгений Еней. «Фабрика эксцентричного актера» действовала до 1926 года. В 1949 году, уже после выхода «Жизни в цитадели», Трауберга объявили ««лидером» антипатриотической группы буржуазных космополитов в кинематографии». На несколько лет он стал изгоем — в качестве режиссера он не работал почти десять лет.

«Два бойца»

Леонид Луков, 1943

Фильм снят по повести Льва Славина «Мои земляки» 1942 года, которая после выхода фильма переиздавалась под названием «Два бойца».

Картину снимали в Ташкенте в эвакуации.

В главной женской роли снялась жена режиссера Вера Шершнева, чью игру критики тех лет посчитали менее выразительной по сравнению с двумя главными героями.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:Борис Андреев. Большая жизнь большого человекаДокументальный фильмЗа главную роль в фильме актер Борис Андреев получил Орден Красной звезды, хотя всего за несколько месяцев до начала съемок угодил в СИЗО за негативные высказывания в адрес руководства страны, которые допустил, находясь в подпитии. Артисту грозила смертная казнь за «контрреволюционную агитацию и высказывание террористических намерений». По одной из версий, жизнью и свободой Андреев обязан лично Сталину, которому актер-выходец из рабочего класса приглянулся в картине «Трактористы». 

Партнером Андреева стал Марк Бернес, сыгравший весельчака-пулеметчика Аркадия. Именно благодаря фильму «Два бойца» всенародную популярность получили песни «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали» в его исполнении. Причем изначально в фильм не предполагалось включать никаких песен, тем более, специально для него написанных.

«Темная ночь» была написана буквально за ночь: режиссеру не давалась сцена, в которой герой Бернеса писал письмо возлюбленной, и ее решили при помощи песни. Никита Богословский практически сразу наиграл на рояле мелодию, а Владимир Агатов сочинил для нее текст. Тут же среди ночи для записи был вызван Бернес. На следующий день эпизод был снят. Интересно, что еще до премьеры фильма ноты получил Леонид Утесов, который успел не только исполнить песню на концертах, но и выпустить пластинку с ней.

«Шаланды…» Богословский и Агатов написали также по просьбе режиссера — он хотел, чтобы герой Бернеса исполнил что-то абсолютно противоположное лирической «Темной ночи».

Никита Богословский

Я по рождению ленинградец, никогда не соприкасался творчески с одесским песенным фольклором и просто не знал, с чего начать. И тогда в газетах было помещено объявление с просьбой ко всем лицам, знающим одесские песни, явиться на киностудию. На следующий день привалила огромная толпа коренных одесситов, патриотов своих песен. Пришли люди очень разнообразные — от почтенных докторов до типов, вызывавших удивление по поводу того, что они еще на свободе. И все они два дня пели наперебой всевозможные типично одесские песни. А я потом, сплавив характерные обороты и интонации, написал «Шаланды».

«Воздушный извозчик»

Герберт Раппапорт, 1943

Сценарий к фильму написал соавтор Ильи Ильфа и брат Валентина Катаева Евгений Петров. Это одна из немногих работ Петрова, написанная самостоятельно, а не в соавторстве. Погиб в авиакатастрофе до выхода фильма в прокат.

Режиссер фильма Герберт Раппапорт долго шел к работе в советском кинематографе. Австриец начинал снимать в паре с лауреатом Венецианского фестиваля Георгом Пабстом, но в 1935 году их пути разошлись — Раппапорт принял предложение главы «Союзкино» и Главного управления кинофотопромышленности Бориса Шумяцкого о переезде в СССР.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:МихаилВ России режиссер планировал снять давно задуманную антифашистскую картину. Однако вышедший в 1938 году «Профессор Мамлок» был изъят из проката после подписания пакта Молотова—Риббентропа. Следующий его фильм «Гость» постигла та же судьба: картина о японском шпионе на советском Крайнем севере был изъят из проката после подписания советско-японского соглашения о прекращении военных действий в Монголии в 1939 году.
Главные роли в музыкальной комедии «Воздушный извозчик» исполнили Михаил Жаров и Людмила Целиковская. Актеры фактически повторили судьбу своих персонажей — несмотря на 20 лет разницы в возрасте на съемках у них разгорелся роман, а после оба ушли из семей. Впоследствии Целиковская и Жаров много снимались вместе.

«Беспокойное хозяйство»

Михаил Жаров, 1946

Михаил Жаров не только исполнил одну из главных ролей в фильме, но и выступил режиссером картины, это его дебют в качестве постановщика. Главную женскую роль сыграла его тогдашняя жена Людмила Целиковская. В актерском ансамбле был и Юрий Любимов, впоследствии художественный руководитель Театра на Таганке и пятый (гражданский) муж Целиковской.

Одну из своих первых ролей в кино в «Беспокойном хозяйстве» сыграл Михаил Пуговкин. На момент съемок будущему народному артисту СССР не было и 20 лет, а его персонаж не указан в титрах.

Музыкальная комедия была холодно принята критиками того времени из-за «плохого вкуса» и «безыдейности», но у зрителей пользовалась успехом. Полюбились, например, песни Юрия Милютина и Анатолия Софронова, самая известная из них — «Сирень-черемуха».

«В 6 часов вечера после войны»

Иван Пырьев, 1944

Название фильма могло быть заимствовано из эпизода романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»: главный герой договаривается встретиться с другом в пивной «У чаши» именно в обозначенное время. Существует стихотворение Евгения Долматовского времен советско-финской войны «Шесть часов вечера», которое также могло вдохновить создателей фильма.

В фильме звучит множество ставших популярными военных песен: «Марш артиллеристов», «Дело не в этом, друзья», «Казак уходил на войну». Композитор картины Тихон Хренников получил за нее Сталинскую премию. В фильме звучит также «Марш защитников Москвы» Бориса Мокроусова, песня, ставшая лейтмотивом полнометражной документальной ленты «Разгром немецких войск под Москвой».

Главную роль, как и в других музыкальных фильмах Ивана Пырьева, исполнила его жена Марина Ладынина. Одну из главных ролей сыграл и первый муж Ладыниной Иван Любезнов, от которого та и ушла к Пырьеву. Любезнов после развода женился на младшей сестре Ладыниной Валентине.

Сценарий к фильму написал поэт и драматург Виктор Гусев, дед спортивного комментатора Виктора Гусева (Гусев-младший проживает на улице, названной в честь своего деда). Сценарист умер до выхода фильма на экраны, Сталинской премией награжден посмертно.

«Во имя Родины»

Всеволод Пудовкин и Дмитрий Васильев, 1943

В титрах фильма указано, что он снят по произведению Константина Симонова «Русские люди», имена сценаристов отсутствовали, поэтому считается, что авторами сценария выступили сами режиссеры. От пьесы 1942 года сюжет фильма отличается: в нем появляются герои, которых не было у Симонова, а также большое внимание уделено батальным сценам, которых в пьесе нет вовсе. Впоследствии Пудовкин работал с Симоновым над сценарием к еще одному фильму — «Смоленская дорога», но он в производство так и не попал.

Режиссер Всеволод Пудовкин сыграл в фильме «Во имя Родины» роль немецкого генерала, персонажа, которого нет в пьесе. Со вторым режиссером Дмитрием Васильевым Пудовкин позже снял еще два фильма. Сам Васильев большую часть карьеры снимал в паре, например, с Сергеем Эйзенштейном («Александр Невский») и Джузеппе де Сантисом («Они шли на Восток»).

Исполнившие главные роли, возлюбленных капитана Сафонова и разведчицы Валечки, Николай Крючков и Мария Пастухова были парой и в жизни: актеры познакомились на съемках фильма «Трактористы», а в 1945 году брак распался. «Во имя Родины» — первая большая роль Пастуховой в кино.

«Звезда»

Александр Иванов, 1949

Одноименная повесть Эммануила Казакевича, опубликованная в 1947 году, — первое произведение автора, написанное на русском языке. До этого Казакевич писал стихи и прозу исключительно на идише, переводил на него произведения русских и зарубежных классиков, работал в газете «Биробиджанэр штэрн» («Биробиджанская звезда»), возглавлял местный театр и радиовещание на идише.

На идише была опубликована и «Звезда» — в 1947 году авторский вариант повести вышел в московской газете «Эйникайт», а позже отдельной книгой под названием «Гринэ шотнс» («Зеленые тени»).

Повесть основана на личном военном опыте Казакевича, а герои книги имеют реальных прототипов: лейтенант Травкин вдохновлен Николаем Ткаченко (который, в отличие от персонажа, выжил и умер в преклонном возрасте), а лейтенант Мещерский — Иваном Мещеряковым, который после войны стал известным разработчиком космических вооружений.

В 2002 году повесть была вновь экранизирована — в фильме Николая Лебедева главные роли сыграли Игорь Петренко, Алексей Панин, Алексей Кравченко и Амаду Мамадаков.

Автор сценария «Звезды», Павел Фурманский, работал с Казакевичем над экранизацией еще одного его произведения — «Сердце друга». Всего до съемок дошли лишь три его сценария.

Фильм несколько лет пролежал на полке — власти не устроил трагический финал, в котором разведчики погибают. И даже изменения в сюжете не помогли картине, в прокат она вышла в 1953 году уже после смерти Сталина.

«Жди меня»

Александр Столпер, 1943

Фильм снят по мотивам одноименного стихотворения Константина Симонова, посвященного его жене, актрисе Валентине Серовой. Симонов не хотел печатать стихи, они казались ему слишком личными. И не только ему — прежде чем «Жди меня» появилось на страницах «Правды», в публикации ему отказали как минимум два издания.

Из письма Константина Симонова читателю, 1969 год

У стихотворения «Жди меня» нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах…

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:Впервые Симонов прочитал стихотворение по радио в декабре 1941 года, но еще до этого оно успело уйти в народ — солдаты переписывали пронзительные стихи о разлуке от руки. Сценарий для картины Симонов (вместе с Александром Столпером) также писал специально для жены. Валентина Серова в картине играет главную роль, а ее героиня поет, но не написанную Матвеем Блантером в 1942 году песню «Жди меня», а две другие: «Романс Лизы» и «Застольную». Тексты звучащих в картине песен принадлежат также Симонову, а еще Андрею Апсолону, который сыграл в фильме раненого стрелка-радиста.

Главного героя, летчика Николая Ермолова, сыграл Борис Блинов, получивший широкую известность после выхода фильма «Чапаев». На площадке «Жди меня» в Алма-Ате актер заболел брюшным тифом, но настоял на завершении работы и умер вскоре после окончания съемок.

Интересна судьба одного из персонажей фильма Михаила Вайнштейна: по словам самого Симонова, его прообразом был фотокорреспондент «Красной звезды» Михаил Бернштейн, коллега и друг писателя. Вайнштейн-Бернштейн появляется в романе Симонова «Живые и мертвые» и в повести «Двадцать дней без войны» в образе фотокора Кулаковского.

Из воспоминаний Константина Симонова о Михаиле Бернштейне

Остался в моей памяти облик, пожалуй, самого бесстрашного из всех наших фотокорреспондентов, то есть из людей, которым вообще, как правило, не занимать мужества.

Режиссером фильма в титрах значится Иосиф Шапиро, он выступил в роли второго режиссера. А постановщиками «Жди меня» стали Александр Столпер и Борис Иванов. Вместе они работали еще над тремя фильмами (один из них, «Парень из нашего города», по сценарию Симонова), в том числе над легендарным «Александром Невским» Сергея Эйзенштейна.

История, основанная на взаимоотношениях Константина Симонова и Валентины Серовой, легла в основу проекта «Любовь Советского Союза». В фильме, вышедшем на экраны в 2024 году, и более подробно в сериале, показанном на Первом канале в 2025 году, есть и эпизод о создании «Жди меня» и съемках фильма.

«Валерий Чкалов»

Михаил Калатозов, 1941

Биография легендарного летчика — один из первых художественный фильмов обладателя Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля Михаила Калатозова. До этого на счету режиссера были только документальные или пропагандистские ленты, а в 1939 году он снял фильм «Мужество», также про советских летчиков.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:Валерий Чкалов — Моцарт от авиацииВсесоюзную популярность роль Чкалова принесла актеру Владимиру Винокурову, который сыграл Героя Советского Союза. Одну из первых ролей в кино в «Валерии Чкалове» сыграл Аркадий Райкин: его герой — американский журналист, который берет у Чкалова интервью после его приземления в США. Также в фильме был задействован Марк Бернес, сыгравший комментатора на авиапараде. Однако в титрах артист не указан. 
В 1962 году фильм был реконструирован, из него исчезли все упоминания Сталина, которого сыграл Михаил Геловани, и даже надпись на самолете Чкалова «Сталинский маршрут» была подретуширована. Обновленная версия была короче оригинальной больше чем на десять минут. 

Одной из визитных карточек фильма стала сцена знаменитого пролета Чкалова под Троицким мостом (на момент событий — Мост Равенства, а на момент съемок — Кировский). Чтобы запечатлеть этот момент, летчик Евгений Борисенко проделывал трюк несколько раз (по разным данным, от четырех до шести), но в итоге его имя даже не вошло в титры.  

В написании сценария принимал участие Георгий Байдуков, второй пилот в экипаже Чкалова во время первого в истории беспосадочного перелета из СССР в США и первого беспосадочного перелета из Москвы через Северный Ледовитый океан на остров Удд в Охотском море. В фильме «Валерий Чкалов» Байдукова сыграл Петр Березов.

«Сын полка»

Василий Пронин, 1946

Повесть Валентина Катаева была впервые опубликована в 1945 году и считается первым художественным произведением, в котором война показана глазами ребенка. В годы выхода фильма Катаев получил за книгу Сталинскую премию. После выхода повести многие читатели посчитали, что в основе истории Вани Солнцева личная биография писателя и его отца. Но сам Катаев утверждал, что герой повести — собирательный персонаж, у которого нет одного конкретного прототипа.

Повесть экранизировали дважды: кроме послевоенного фильма Василия Пронина, в 1981 году вышла картина Георгия Кузнецова. Кроме того, в ленинградском ТЮЗе шел спектакль «Сын полка», где главную роль сыграла Нина Казаринова, которой на момент премьеры было больше 40 лет.

Сыгравший главную роль в фильме Юра Янкин сам был воспитанником детского дома, а благодаря фильму уже после войны нашел отца. 

«Гвардии полковник Янкин после войны служил в Ставрополе, безуспешно разыскивал сына — увидел его на экране городского кинотеатра!» — писал в 1981 году журнал «Костер».

Юра во взрослом возрасте актерскую карьеру не продолжил, но сохранил связь с кинематографом — работал техником на Киевской киностудии художественных фильмов.

В 1970 году фильм восстановили и переозвучили. Голоса для новой фонограммы записали Вячеслав Тихонов (капитан Енакиев), Рудольф Панков (сержант Егоров) и Владимир Ферапонтов (ефрейтор Горбунов). Главный герой Ваня Солнцев в отреставрированной версии заговорил голосом Александра Гуськова.

«Молодая гвардия»

Сергей Герасимов, 1948

Сергей Герасимов поставил сценическую версию романа Александра Фадеева в 1946 году вместе со студентами своего курса ВГИКа. На основе этого «репетиционного киноспектакля» и был снят фильм. На экраны же вышла вторая версия картины, в которую были внесены правки после критики со стороны партийных функционеров и лично Иосифа Сталина.

Свои первые большие роли в «Молодой гвардии» сыграли будущие звезды всесоюзного масштаба: Нонна Мордюкова и Инна Макарова, Георгий Юматов и Вячеслав Тихонов, Клара Лучко и Сергей Бондарчук, Евгений Моргунов и Борис Битюков. В качестве практикантов на фильме работали и другие студенты Герасимова — Татьяна Лиознова и Николай Розанцев. 

СМОТРЕТЬ ТАКЖЕ:История организации «Молодая гвардия»Съемки проходили на месте реальных событий, по которым была написана книга «Молодая гвардия», в Краснодоне. И Фадеев, и позже Гермасимов работали практически по горячим следам: с момента расправы над молодежной подпольной оганизацией прошло всего несколько лет. Родители молодогврадейцев не только были живы, но и активно помогали киношникам — приехав в Краснодон, каждый актер провел несколько дней с семьей своего персонажа, узнавая детали, которые не вошли ни в сценарий, ни в книгу.

В начале 1960-х годов вскрылись новые исторические подробности, и в 1964 году фильм был перемонтирован. Оказалось, что член «Молодой гвардии» Виктор Третьякевич, который стал прототипом героя Евгения Моргунова, не был предателем. В новой версии персонажа Моргунова назвали другим именем,переозвучили и перемонтировали сцены с его участием.

«Разгром немецких войск под Москвой»

Леонид Варламов и Илья Копалин, 1942

Распоряжение о съемках фильма о сокрушительном ударе по немецким силам, продвинувшимся к Москве в ноябре 1941 года отдал лично Иосиф Сталин. Съемку вели десятки операторов, прикрепленных к разным подразделениям. Некоторые погибли при выполнении задания.

Илья Копалин, из книги «Рассказ о творческом пути»:

«Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съемки были очень тяжелые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Номинанты на премию «Оскар» русского происхождения5 декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление по всему фронту под Москвой, а к концу декабря уже был закончен монтаж фильма. 18 февраля 1942 года картина вышла на экраны. Осенью того же года фильм вышел в прокат в США в адаптированной версии под названием «Москва наносит ответный удар» (Moscow strikes back). В марте 1943 года «Разгром немецких войск под Москвой» получил первую для СССР награду Американской киноакадемии: «Оскар» за лучший документальный фильм картина разделила с еще тремя работами о войне. Награды в этой номинации вручали впервые. Эта статуэтка, выполненная из гипса и покрашенная золотой краской, хранится в московском Музее кино.

Материал собран на основе открытых источников.

Тематические категории:
Тематические категории: