Сдай макулатуру — спаси дерево! Почему не удается разобрать завалы исписанных бумаг?
Американцы изобрели бесконечную офисную бумагу. Через несколько часов изображение и текст на такой бумаге бесследно исчезают. Вдохновила создателей новинки удручающая статистика. Оказывается, в типичном американском офисе пятая часть напечатанных за день документов оказывается в мусорной корзине.
Впрочем, изобретение может привести к конфузу, вдруг таким образом испарится важный договор. Есть и более традиционный способ дать исписанному листку бумаги новую жизнь - сдать его в макулатуру. Однако, как выяснили наши корреспонденты, сделать это сегодня не так уж легко.
Татьяна Васильевна любит читать газеты. Зрение с возрастом ослабло, а вот интерес к новостям политики, экономики и культуры только окреп. Проблема одна - пенсионерка не знает, куда девать уже прочитанную прессу.
Татьяна Ярославцева, пенсионерка: "Вы знаете, у меня столько накопилось этой макулатуры, везде, на каждом углу. Говорят, что где-то еe принимают по рублю за килограмм. Но где - я не знаю. И донести, отправить - я не в состоянии. А не помешало бы мне к пенсии..."
Освободить пенсионерку от газетного бремени в Москве сегодня не хочет никто. Школьники в сборе ненужных бумаг больше не соревнуются, пункты приeма макулатуры у населения закрылись. Тесная квартирка Татьяны Васильевны зарастает ворохом прочитанных газет.
В современной архитектурной мастерской львиную долю бумажной работы делают на компьютере. Однако карандаши и фломастеры до сих пор в ходу. Чертежи с экрана монитора то и дело перемещаются на бумагу. Авторы вносят правки, печатают заново и в итоге маленький офис расходует несколько квадратных километров бумаги в год.
Олег Ховалкин, руководитель архитектурной мастерской: "Стараемся использовать эту бумагу вторично. Для выполнения разных набросков архитектурных, для каких-то записей или ещe что… Но мы все понимаем, что у бумаги 2 стороны. Соответственно, больше чем 2 раза мы еe использовать не можем".
Безнадeжно исписанные листы отправляются в урну, скапливаются в углах, на столах и под ними. Архитекторы и хотели бы, сдав макулатуру, спасти дерево, но как это сделать - не знают. Наше дело переводить бумагу, а не перерабатывать, говорят они.
В супермаркетах картонных упаковок от товаров скапливается столько, что даже просто выкинуть их - уже проблема. В этом магазине купили специальный пресс, который превращает картонный хлам в компактные блоки. А также нашли тех, кто готов не только вывезти этот мусор, но и заплатить за него. Правда, выручка невелика. Превращают бумажный хлам в банкноты те, кто собирают макулатуру тоннами. Но прежде чем отправить на завод, еe тщательно сортируют.
Нераспроданные тиражи журналов, редкие книги, бухгалтерские документы и даже следственные дела. Ярмарка бумажных отходов приносит не только деньги. Рабочий коллектив интеллектуально развивается и духовно растeт.
Геннадий Хорошев, генеральный директор компании по сбору макулатуры: "Многие читают книги, которые приходят сюда. Книги бывают интересные, новые, которые люди, в общем-то, не читали. Почему их сдают, в общем-то, трудно понять".
Собирать бумажный хлам у населения крупные компании не хотят. Хлопотно и невыгодно. В советские годы 90 % макулатуры собиралось по квартирам. Сегодня всe это идeт на помойку. В Америке и Европе 38 % бумаги делается из вторсырья. В России всего 7 %.
Денис Кондратьев, председатель правления компании по сбору макулатуры: "Это очень плохо. 1 тонна макулатуры спасает 5 здоровых деревьев. Поэтому стоит задуматься каждому, куда это всe уходит".
Новый бумажный завод в Казани. Туалетную бумагу, полотенца и салфетки делают из белeной целлюлозы. А еe в свою очередь из древесины. В планах открыть макулатурный цех. Но пока не торопятся. Туалетная бумага из вторичного сырья получается хуже.
Евгений Казаринов, заместитель генерального директора бумажной фабрики: "Сейчас идут белeные виды продукции. Рулончики туалетной бумаги - мы знаем, что вырабатываются и на базе макулатуры. Но это совершенно другое качество. Другое отношение с точки зрения здоровья людей, экологии".
Никому не нужные газеты лежат на антресолях в квартире Татьяны Васильевны мертвым грузом. Сдать их некуда, а значит, никакой прибавки к пенсии, никакой защиты лесов. Только одно беспокойство.

