Стражи российской границы отмечают свой профессиональный праздник
Торжественные мероприятия проходят в Москве и других городах страны. Но большинство защитников рубежей встречают праздник на боевом посту.
Причём не только в России. Выполняя подписанные президентами трёх стран соглашения, они приступили к охране границ Абхазии и Южной Осетии.
Репортаж Антона Степаненко
На всем протяжении грузинско-югоосетинской границы есть только один пункт пропуска - это единственное место, которое связывает два государства. И службу здесь несут российские пограничники.
Лениногорский район республики не очень пхож на остальные. До Цхинвала из райцентра ехать часа 4, до Тбилиси - 40 минут. Оттуда привозили и до сих пор привозят практически всё, вплоть до бельевых прищепок. В ходу до последнего времени были только грузинские лари, а население почти поголовно имело грузинские паспорта и говорило на грузинском.
Вместо привычных шашек и домино - нарды. Погрангруппу перебрасывали сюда из Дагестана с азербайджанской границы. 1800 километров из Дербента в Лениногорск она прошла своим ходом за 3 дня, не потеряв на горных дорогах ни одной машины. А спустя пару дней на улицах вновь появились жители. И теперь именно пограничники - новый и стабильный источник рабочих мест и заработка, а также медицинской и всякой другой помощи.
Саид Тагирбеков, сотрудник погранслужбы РФ: "Цены немного подскочили, как мы приехали. Раза в два. Были в ходу лари, теперь рубли".
Границу здесь охраняют по-новому. Человек с собакой и засады тоже есть, но главный расчет делается на технические средства слежения. А еще - разведывательно-боевые группы, которые уходят в рейд по границе на несколько дней. Правда, где она эта граница, ориентируются по карте, ведь привычной контрольно-следовой полосы здесь просто нет.
Александр Мурзин, начальник Погрануправления ФСБ РФ: "В настоящий момент мы отталкиваемся от Декрета № 2. Это в начале 20-х годов, когда создавалась Югоосетинская область, там была определена линия границы".
До августовской войны здесь были позиции югоосетинской армии. Теперь - осетинская погранзастава "Цхинвал". С высоты второго этажа и без бинокля видны дома села Никози по ту сторону границы, а еще - передвижения военных.
Ставшую теперь государственной, границу охраняют российские и югоосетинские заставы, каждая на своем участке. На российских до сих пор было спокойно, на югоосетинских - традиционно наоборот.
Руслан Гаглоев, начальник погранзаставы "Цхинвал" (Южная Осетия): "Перестрелки бывают, но не перерастают во что-то масштабное".
На другие формы контактов, кроме огневых, грузинские военные пока не идут. Несмотря на это, власти Цхинвала намерены этим летом придать границе не только статус, но и внешний вид государственной, обозначив свои рубежи непременными пограничными столбами.

