Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаВ миреОбществоАрмияПроисшествияБезопасностьРелигияКультураЗдоровьеСпортПогодаИнформационная программа «Время»Аналитическая программа «Однако»
31 мая 2009, 21:09

Кто остановит юных экстремистов и что толкает молодежь на преступления?

Искажение прошлого приводит к искаженному пониманию настоящего - в России на сегодняшний день существуют несколько радикальных молодежных течений, враждующих между собой и проповедующих собственное историческое видение роли России в мировой истории. При этом на практике речь идет не об исторических диспутах, а об уголовных преступлениях.

Репортаж Кирилла Брайнина.

Глядя на Павла Скачевского трудно поверить, что на его счету 19 убийств. Он в СИЗО уже два года, и сидеть еще восемь, большую часть - в колонии общего режима. Он говорит, еще повезло - на момент совершения преступлений не было 18, а то могли бы и пожизненное дать. Дело банды Артура Рыно и Павла Скачевского стало одним из самых громких. На скамье подсудимых оказались 12 скинхедов. Присяжные признали их виновными в 20 убийствах и еще 12 покушениях. Приговор они слушали с улыбкой. Но теперь Павел Скачевский явно напуган, ведь не обязательно весь срок он просидит только в славянской компании, но о раскаянии, похоже, и говорить не приходится. Убивал ведь за идею.

Павел Скачевский, заключенный: "Идея заключалась в том, чтобы русские люди главенствовали на своей земле, то есть жили более спокойно, были хозяевами на своей земле, чтобы их не теснили разного рода инородцы, и чтобы русский человек, русская нация не вырождалась, смешивая свою кровь с представителями других наций, рас, то есть чтобы было будущее у русских людей".

Вопрос: "То есть для этого всех нерусских людей надо было убить?"

Павел Скачевский, заключенный: "Ну, по-другому не получалось, остальных методов, как раньше, так и сейчас я не вижу".

В тюрьме сейчас и скинхед Максим Марцинкевич по кличке Тесак, так любивший выкладывать в Интернете видео с избиениями и убийствами иностранцев и с удовольствием объяснявший журналистам: он и такие как он - представители титульной нации - все остальные обречены на неестественное вымирание.

Тесак, скинхед: "Это будет происходить и дальше, мы будем еще умнее. И, в конце концов, мы установим в России свои законы".

Крепкие бритоголовые парни отрабатывают удары. Казалось бы, спортивная тренировка на свежем воздухе. Если не считать того, что это мастерство вполне может стоить кому-нибудь жизни.

Сергей Беликов, эксперт по скинхедам: "Вот ботинки, хорошие, мартинсы, дорогие. Носы стальные. В деле я их лично не использовал, хотя носил. Если бы использовал, был кого-то по зубам, они бы были все в ссадинах. Так милиция узнает, работал ли скинхед, были ли ботинки в деле".

Сергей Беликов написал не одну книгу о бритоголовых. Но для полной достоверности несколько лет назад пришлось постричься, купить ботинки и на время вступить в ряды - почувствовать себя скинхедом.

Сергей Беликов, эксперт по скинхедам: "Он не просто идет бить человека, который ему не нравится, он обосновывает это достаточно понятно, хотя и примитивной идеологией. Ему кажется понятным. Он - скинхэд, он защищает свою страну, он бьет всех тех, кто не русский и не белый".

Свои успехи скинхеды отмечают белыми шнурками на ботинках - значит на счету идейного борца жертвы уже есть.

Если торговцы арбузами и студенты Университета дружбы народов вряд ли могут дать отпор новым фашистам, то организованные молодые люди в масках и с факелами вполне способны. Они так и называют себя – "движение антифа". И выглядят и действуют не менее жестко, как и скинхеды берут числом. Примерно то же самое делают и скинхеды, встретив одинокого антифашиста. Но случаются и настоящие побоища. Счет жертвам тогда идет на десятки.

У российской милиции молодежные группировки уже давно на заметке. И, по словам оперативников, дело не столько в идеологии, сколько в методах ее проявления.

Оперативный сотрудники милиции: "Разницы между праворадикальными организациями и представителями так называемых "антифа", либо анархистских организаций нет, их внешняя сторона действий, я имею в виду, уличная активность нечем не отличается друг от друга. Есть информация о том, что они совершают противоправные деяния как представители правого спектра, так и представители анархистского спектра. По тяжести не отличаются, в принципе, друг от друга ничем".

Любой митинг или шествие с участием представителей молодежных группировок вполне может превратиться в массовую драку и противостояние с сотрудниками милиции. Как это было в начале мая в Иркутске.

А в Петербурге у участников подобной акции милиционеры нашли два пистолета и нож, вряд ли похожий на перочинный. Зачем оружие на митинге - остается только догадываться.

Оперативный сотрудники милиции: "Я могу вам сказать только одно. Что это управляемая масса, подлежащая управлению, которая может использоваться в различных негативных целях, начиная от перекрытия улиц, это, скажем так, низшая степень проявления. До подготовки проведения организованных волнений".

По словам оперативников, те, кто использует молодых радикалов в своих политических целях, обычно остаются в тени, и отвечать за драки и погромы им редко приходится. А ведь то, чем занимаются представители так называемой молодежной субкультуры - как с одной, так и с другой стороны, в МВД иначе, как экстремизмом, уже не называют. И проблема в последнее время становится все серьезней.

Валерий Грибакин, начальник Управления общественных связей МВД России: "Эта проблема волнует правоохранительные органы МВД России, в том числе. Не случайно в сентябре прошлого года в структуре министерства был создан департамент по противодействию экстремизму, который как раз занимается этим направлением работы. Мы принимаем самые адекватные меры по противодействию экстремизму и работаем на опережение. Есть конкретные результаты, есть конкретные уголовные дела. Есть конкретные приговоры судов".

В деле Павла Скачевского недавно появились еще три эпизода - покушения на убийства. Но даже если его участие будет доказано, добавить срок все равно не получится - к несовершеннолетним преступникам закон гораздо мягче. Пока Павел ждет этапа в колонию и, говорит, спится спокойно.

Павел Скачевский, заключенный: "Все было сделано умышленно, поэтому таких кошмаров, снов, видений не было мне. То есть я знал, на что иду, чем занимаюсь, что делаю".

Многие представители субкультуры, получившие немалые сроки, как и Павел Скачевский, считают себя пострадавшими за убеждения. Только вот разница между убеждениями и убийствами для них, похоже, так и осталась непонятной. Но, возможно, для остальных это все-таки повод задуматься. Ведь плата за такие проявления идейной борьбы, в конечном счете, либо жизнь, либо свобода. Причем, выбор есть далеко не всегда.

Читайте также: