Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаВ миреОбществоАрмияПроисшествияБезопасностьРелигияКультураЗдоровьеСпортПогодаИнформационная программа «Время»Аналитическая программа «Однако»
23 ноября 2009, 12:16

Приведёт ли конкуренция в сфере образования к закрытию профессиональных колледжей?

За последние 4 года в нашей стране закрылись 80 процентов профтехучилищ. В результате реструктуризации ПТУ соединились с техникумами и стали колледжами.

Однако изменилось не только название, но и программы этих учебных заведений. В результате во многих регионах выпускникам школ попросту негде получить рабочую специальность, хотя потребность в таких специалистах высока.

Само выражение "петеушник", то есть учащийся ПТУ, с советских времен сохранило негативную окраску. Ну, это как - поступить в институт ему не светило, пришлось довольствоваться малым - ПТУ.

Но первое слово аббревиатуры: "Профессиональное" определяет главное - в этих заведениях давали и продолжают давать профессию. Вот только раз сейчас число ПТУ быстро и неумолимо сокращается, значит и количество профессионалов, людей, которые работают в той или иной специальности, действительно становится все меньше, меньше и меньше.

За неполные четыре года в России закрылось 80% ПТУ. Когда в 2005 году прошла реструктуризация начального и среднего профессионального образования, они все, соединившись с техникумами, стали колледжами. Но это было не просто новое название. Менялись программы. Сокращался преподавательский состав.

В Воронеже после объединения нескольких училищ - в том числе № 5 - в один колледж, без работы осталось много преподавателей. Но Галине Плотниковой - она была заместителем директора - предложили не увольнение, а почетную должность - дежурной по общежитию.

Галина Плотникова, бывший заместитель директора по воспитательной работе ПУ №5: "А почему не техничкой? С двумя высшими образованиями и 37 годами педагогической работы? Почему не техничкой? Я квалифицированно могла бы мыть пол. Вот вам, пожалуйста! Нужны ли нам кадры?!"

Это одно из немногих учебных заведений, где для всей страны готовили и продолжают готовить преподавателей ПТУ. Но раз училищ сейчас почти не осталось - значит и преподаватели уже не нужны.

Александр Федоров, исполняющий обязанности ректора ВГИПУ: "Происходит объединение профессионально-педагогических училищ, их сокращение и, учитывая масштаб демографической ямы, если не предпринять срочных мер, мы можем попасть в такую ситуацию, что опытные мастера, традиционно обслуживающие производства, могут совсем исчезнуть".

В Москве ситуация с бывшими ПТУ - ныне колледжами - заметно лучше. Директор колледжа № 55 с удовольствием показывает новые классы, свежеоборудованные мастерские и бассейн.

Все это возможно, потому что в Москве многие колледжи прикреплены к конкретным производствам. Последние берут как бы шефство над учебным заведением. Помогают с оборудованием, ремонтом и делают заказ на определенное количество специалистов-выпускников и гарантируют им рабочие места. Но даже в такой ситуации у директора есть повод для пессимизма.

Юрий Курлаев, директор электромеханического колледжа №55: "За последние три года мы испытываем проблемы в наборе, несмотря на то, что профессии востребованы. Но присутствует нежелание москвичей идти на рабочие специальности".

Николай Новиков, выпускник: "Все хотят быть начальниками, а руками никто работать не хочет".

И многие с этим согласны. В стране, где традиционно популяризировали высшее образование, как будто забыли, что профессиональное обучение тоже нуждается в том, что зовется пиаром и рекламой.

Сергей Корсаков, директор колледжа архитектуры и строительства: "Если говорить о нашем учебном заведении - это связано, что высшая школа перебивает. И на себя забирает".

Масло режется крупными кусками. Ветчину складывают тонкими ломтиками. В этом итальянском ресторане - шеф-повар тоже итальянец. И у себя на родине он тоже оканчивал кулинарное училище.

Карло Греко, шеф-повар: "В Италии существует несколько видов кулинарных школ: есть частные, есть государственные".

Вот только уровнем подготовки российских выпускников, которые приходят работать к нему на кухню, он не доволен.

Карло Греко, шеф-повар: "Они незнакомы с современной техникой, потому что я предполагаю сейчас в этих школах очень старое оборудование, которое сейчас уже не актуально".

Одно его не перестает удивлять: на новом оборудовании ребята быстро учатся. И скоро начинают жарить и парить не хуже своего итальянского учителя.

Читайте также: