Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
13 октября 2011, 18:01

Эксперимент по определению причин катастрофы самолета Як-42 под Ярославлем завершен

Эксперимент, который должен был помочь определить причины катастрофы самолета Як-42 под Ярославлем, завершен. Специалисты рассказали о результатах испытаний, которые проводились на подмосковном аэродроме Раменское. Они несколько дней моделировали условия рокового взлета лайнера и подтвердили, что он оторвался от земли позже положенного из-за действия неизвестной тормозящей силы.

Официальных выводов о причинах катастрофы еще предстоит дождаться, но смоделированный полет подтвердил правоту ранее высказанной версии о том, что взлету Як-42 помешало некое тормозное усилие.

"По предварительному заключению натурные испытания завершены. И пока на данный момент по результатам этих исследований подтверждается, что была некая тормозящая сила, не позволившая создать взлетное положение самолета", - рассказал летчик-испытатель Опытно-конструкторского бюро имени А.С.Яковлева Василий Севастьянов.

Начиная с 10 октября, летчики-испытатели выполнили 7 попыток взлета, воспроизводя действия экипажа разбившегося Як-42. Самым первым экспериментом был разбег и отрыв от земли в штатном режиме без какого-либо торможения. Эта попытка показала: при том режиме работы двигателей и положении рулей, с которым взлетал самолет под Ярославлем, он должен был без труда подняться в воздух.

"Самолет при данной конфигурации, данном положении руля высоты отрывается без замечаний. При выполнении прерванных взлетов мы имитировали уже те тормозные моменты, которые, так сказать, присутствовали при взлете самолета в Туношной", - пояснил Севастьянов.

Еще после расшифровки бортовых самописцев потерпевшего крушение Яка стало известно — самолет начал разбег, но в какой-то момент темп разгона замедлился. Именно поэтому было сделано предположение о том, что кто-то из пилотов мог нажать на тормоз. Даже при этом самолет набрал достаточную для взлета скорость, но в воздух так и не поднялся. Сработавшие тормоза, по словам испытателей, могли быть тому причиной.

"Дело в том, что некая тормозящая сила при положении штурвала на себя в положении 10 градусов, не давала увеличить угол атаки, который должен был составлять порядка 10-12 градусов для нормального взлета, - отметил летчик-испытатель. - После того как сила эта тормозящая убралась, ничто уже не препятствовало увеличению угла тангажа".

Эта сила исчезла, когда самолет был уже на грунте. Роковую роль здесь сыграло то, что не поняв причины такого поведения лайнера, пилот стал сильно тянуть штурвал на себя. В результате самолет, до этого долго катившийся по земле, вдруг резко ушел вверх.

"Критический угол атаки, максимально допустимый угол атаки, 19 градусов в той конфигурации. Этот угол был превышен, и те динамические характеристики, которые были на данный момент у самолета при том положении руля высоты, положении стабилизатора, практически уже не давали шансов этот угол атаки уменьшить, что и привело к сваливанию самолета", - пояснил Василий Севастьянов.

Это был крайне опасный эксперимент. Летчики трижды достигали скорости, при которой самолет уже должен быть в воздухе, но благодаря торможению он продолжал двигаться по земле.

"Мы имеем возможность имитировать тормозной момент только нажатием на тормозные педали. Да, это как бы противоестественное такое явление и, в общем-то, никто еще таких испытаний не производил, потому что самолет на тормозах не взлетает", - отметил испытатель.

Достоверно определить, был ли нажат тормоз в том аварийном полете Як-42, крайне затруднительно — бортовые самописцы не фиксируют этот параметр. Но проведенные испытания снимают многие вопросы о причинах крушения.

Остается один и самый главный вопрос: кто и зачем мог в кабине нажать на педаль тормоза? Окончательные выводы о причинах катастрофы теперь должна сделать техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета.

Читайте также: