Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
10 декабря 2014, 18:40

В Петербурге открылась выставка «Григорий Пожидаев. Послесловие к жизни»

Выставка приурочена к 120-летию со дня рождения яркого художника русского Зарубежья.  Живописец и график, он создавал эскизы к театральным постановкам и книжные иллюстрации. После революции уехав в эмиграцию, Пожидаев бережно хранил традиции русской художественной школы.

С портрета мужчины и началось его знакомство с художником Георгием Пожидаевым, о котором в России до последнего времени было почти ничего неизвестно. Ни даты рождения, ни места смерти – в биографии сплошь белые пятна, чтобы убрать которые искусствовед и филолог Александр Авеличев провел в архивах и музеях четыре года. Сегодня он восхищается эскизами театральных костюмов забытого художника.

"В эстетике тех лет это была провокация, революция. Это была жёлтая кофта Маяковского, если хотите", - говорит искусствовед Александр Авеличев.

Именно со сценографии и начинал художник Пожидаев. Выпускник Московского училища живописи ваяния и зодчества, он сам увлекался балетом. А потому революция в театре – когда на смену неброским мантиям и пачкам приходили яркие образы, он принял с радостью. Для Большого театра в 1919-м разработал десятки костюмов к балету "Маска красной смерти".

"Редко такие рабочие рисунки являются произведением искусства. Здесь же - красиво, графично и в стилистике 20 годов все это сделано", - говорит главный хранитель музея Большого театра Екатерина Чуракова.

По одной из версий, в постановке по мотивам Эдгара По цензура увидела угрозу советской власти. И спектакль запретили. Он оформит ещё несколько спектаклей и наконец поймёт – на родине реализоваться всё сложнее. Он уезжает сначала в Берлин, потом Париж, где рисует для театров и небольших кабаре.

Сегодня почти не осталось эскизов костюмов. Представленные на выставке – лишь то, что по крупицам собрали из частных коллекций. Зато настоящей удачей кураторы называют его графические работы. Ведь именно в иллюстрациях художественной литературы он открывает нового себя.

В эмиграции он берётся за русскую классику: и за поэму Блока "12", и за гоголевского "Вия". Как пишет в письмах, отчасти назло, отчасти из национального самосознания. Рисует в основном в стол – в 40-е напечатать подобное в Европе, из-за запрета на русскую литературу, было невозможно.

В увесистых переплетах художник хранил перед печатью свои иллюстрации. Каждая картинка подписана цитатой из книги и лежит в строгом порядке – таком же, как меняются сцены в произведении. Но вот что интересно: в каждой папке есть подборка изображений. Казалось бы, те же лица, действия, но сам художник посчитал это браком.

Каждую сцену, каждое действие он перерисовывает по нескольку раз. Например, в иллюстрации к повести Чехова "Степь" снимает с окна нарисованную было занавеску, как бы выделяя церковь на заднем плане. А в гоголевской "Женитьбе" и вовсе сначала сажает рядом невесту Агафью и Арину Пантелеймоновну. А потом меняет героинь местами, расставляя акценты совсем по-другому.

"Гоголь. За него кто только не брался! Но Пожидаев нашел свой ход: язык простой, гротескные физиономии", - говорит заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский.

В планах создателей выставки - перенести с пожелтевших черновиков на книжные страницы все работы Георгия Пожидаева, который хоть и сменил подпись на более европейскую - Жорж Пожидаефф, но навсегда остался ярким представителем российского искусства.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей