Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
11 октября 2015, 22:52

«Трансаэро» запустила процедуру банкротства, проблемы начались у туроператора «Библио-Глобус»

Люди, купившие билеты на рейсы компании "Трансаэро", сейчас, затаив дыхание, следят за электронными табло – летим, не летим? Только на сегодня отменено 53 рейса, на завтра - 55. Вторая по размеру в стране авиакомпания начала процедуру банкротства, но при этом постоянно заявляет, что обязательства перед клиентами будут выполняться.

Перевозить клиентов обязался "Аэрофлот". Правда, речь идет только о регулярных рейсах.

Цепная реакция уже пошла - один из крупных туроператоров, "Библио-Глобус", возивший туристов чартерами "Трансаэро", заявил, что вынужден отменить туры после 24 октября. Позже дату передвинули на середину декабря. Но вопросы остались. Ведь "Библио-Глобус" заявил – "Трансаэро" были перечислены деньги за 200 тысяч туристов - почти 5 миллиардов рублей. Но в кассе перевозчика этих денег, судя по заявлению Минтранса, не оказалось. При этом, судя по материалам расследования, платеж пришел за абстрактную услугу, но на что именно - не уточнялось. Сейчас следователи разбираются, что это было.

Что же будет с теми, кто поверил крупнейшему частному перевозчику страны, считавшемуся одной из самых надежных и успешных компаний Европы, и купил заветный билет?

Вопреки корпоративному гимну компании, так страстно исполняемому артистами, в нынешней ситуации нет уверенности ни в чем ни у сотрудников, ни у пассажиров, ни у партнеров. А ждет компанию, скорее всего, банкротство. Для клиентов "Трансаэро" ее роковое пике стало громом среди ясного неба. Ведь авиакомпания - вторая в России по объемам перевозок, уступает лишь "Аэрофлоту", только за прошлый год перевезла больше 13 миллионов человек.

"Проблемы возникли с билетами на обратный путь. Авиакомпания ничего не говорит. Мне одиннадцатого числа лететь обратно, но информации по поводу того, что будет дальше, нету. Не дают", - говорит Оксана Гончар.

Такая ситуация продолжается уже десять дней. С 1 октября отмена рейсов компании по России и за рубеж нарастает лавинообразно.

"Буквально за два дня до отправления из Симферополя нам сообщили, что рейс отменяется", - рассказывает Олег Черкасов.

Масштабы бедствия проще всего оценить на сайте компании. Санкт-Петербург, Норильск, Берлин, Екатеринбург, Париж, Омск, Красноярск, Рига - это лишь несколько строчек из списка, и всего за один день. Там же на сайте легко проверить судьбу своего рейса. Результат почти всегда один и тот же. На этой неделе на помощь растерянным пассажирам пришел "Аэрофлот".

"Пассажиры с билетами по 15 декабря включительно будут перевезены. Пассажиры с билетами, перевозка которых начинается до 15 декабря и заканчивается обратно рейс после 15 декабря, так называемый раунд-трип "туда-обратно" - билеты эти будут аннулированы. Пассажиры получат компенсацию за аннулирование билетов в размере стоимости их билетов", - сообщил пресс-секретарь "Аэрофлота" Максим Фетисов.

Иначе говоря, тем, кто летит после 15 декабря, предстоит нервотрепка с возвращением денег и покупкой других билетов. Да и билеты, конечно, будут уже гораздо дороже.

Итак, если у вас на руках билет "Трансаэро", вам необходимо знать следующее:

Первое: если вы вылетаете и возвращаетесь до 15 декабря, вас можно поздравить, вы можете спокойно лететь - вас перевезет "Аэрофлот".

Второе: если ваш вылет назначен на время после 00.00 часов 15 декабря, билеты придется сдать в центральной кассе "Трансаэро" в вашем городе. Если билет "туда-обратно", а обратный рейс - после 00.00 часов 15 декабря, билеты также придется сдать в центральной кассе "Трансаэро" в вашем городе. Электронный билет сдается с путем подачи заявления на сайте компании.

Третье: если в возврате денег отказано, необходимо направить претензию в офис "Трансаэро". В случае, если претензия отклонена, требуйте оформить отказ документально и обращайтесь с заявлением в суд.

Но самая тяжелая ситуация сложилась с теми, кто приобрел пакетные туры - перелет чартером "Трансаэро", плюс трансфер и проживание в гостинице. На днях планы москвички Дарьи Корольковой погреться под египетским солнцем оказалась под вопросом. Туристическая компания "Библио-Глобус", где она купила путевки, заявила, что после 25 октября оплаченные обратные рейсы отменены.

"Застрять там было бы еще хуже, и не знать, как вернуться, поэтому мы не рассматривали для себя такой вариант изначально. То есть, фактически я вчера пришла вечером с работы, включила новости, и мне сообщили, что отпуска у меня не будет", - говорит она.

В беду попали до 200 тысяч клиентов туристической компании "Библио-Глобус", традиционно выкупавшей львиную долю чартерных рейсов "Трансаэро". Компания оказалась в, мягко говоря, неприятной ситуации. Она внесла деньги и за отели, и за перевозку туристов, но теперь из-за "Трансаеро" не может выполнить свои обязательства перед клиентами. Однако в пятницу, хоть и частично, проблему, кажется, удалось решить. Например, у той же Дарьи появился шанс отдохнуть в Египте. После непростых переговоров, "Аэрофлот" согласился выделить дополнительный дальнемагистральный лайнер. Он будет возить туристов "Библио-Глобуса" в египетские Хургаду и Шарм-эль-Шейх, а также в Доминиканскую республику.

"По итогам этой встречи удалось решить вопрос по 36 тысячам человек. Суммарно по этим трем направлениям сейчас на отдыхе находятся 12 тысяч человек, и порядка 24 тысяч человек - это люди, которые должны вылететь на отдых с возвратом до 15 декабря. К сожалению, пока еще ведутся переговоры с авиакомпанией по нашим другим направлениям, и пока в подвисшем состоянии у нас находятся 89 тысяч человек", - рассказала генеральный директор ООО "Библио-Глобус" Ирина Костенко.

Судьбу отдыха этих туристов обещано решить в ближайшее время. Гораздо хуже дела обстоят у тех, кто уже купил в "Библио-Глобусе" путевки, например, на новогодние праздники. Придется сдать путевку и ждать возврата денег, что, по мнению юристов, дело непростое и долгое. А "Библио-Глобус" заявил, что будет возвращать средства, после того как их вернет перевозчик и отели.

"Отели будут возвращать деньги на основании договоров, которые у них есть с туроператором. То есть, там же могут быть прописаны и штраф, и неустойки. Они за минусом всех штрафов и вернут какую-то часть", - поясняет юрист Ольга Полещук.

Кроме того, маловероятно, что "Трансаэро" быстро вернет деньги за билеты. Ведь она близка к банкротству. Так или иначе, вот последовательность действий для тех, чья купленная в "Библио-Глобусе" путевка заканчивается после 00.00 часов 15 декабря - если билет куплен у туроператора в пакете (с путевкой), требования о возврате денег предъявляются туроператору. В случае отказа туроператора вернуть деньги, необходимо оформить отказ документально, направить жалобу в Роспотребнадзор и обратиться в суд. Причем, по мнению юристов, в суд подавать придется, вероятно, и на страховщиков, потому что и они занимают круговую оборону.

"При отмене рейсов авиаперевозчиком, в данном случае, "Трансаэро", туроператор не несет ответственности за выполнение своих обязательств, по реализации туристического продукта. Соответственно, страховщик также не несет ответственности за страхование. То есть, в данном случае, страхового случая нет", - говорит советник президента Всероссийского союза страховщиков Владимир Клейменов.

Руководство туристической компании предлагает и еще один вариант - просто снова купить билеты, отдохнуть, а потом уже потребовать компенсацию за билеты. В этом случае спасение отдыха влетит в копеечку, он выйдет едва ли не в полтора раза дороже, даже при условии возврата денег за билеты "Трансаэро". Вот и получается, что туристическая компания - вроде бы как сама жертва обстоятельств, страховщики сочувственно разводят руками, виновник – "Трансаэро" может быть признан банкротом, а туристов просто ограбили, и кто за это отвечает, неизвестно. Тем не менее, все говорит о том, что в ближайшее время туроператор "Библио-Глобус" может оказаться перед лицом десятков тысяч судебных исков.

"Ситуация складывается именно такая, поскольку на основании 9-й статьи "Закона об основах туристической деятельности" все риски несет туроператор на сегодняшний день, и туристы, конечно, будут предъявлять исковые требования к турагентам, и очень часто происходит, что суды принимают решения именно в пользу туриста", - отмечает президент Союза туристических агентств Леонид Черкасский.

Правда, на этой неделе появилась информация, дающая повод усомниться в таких судебных перспективах. Сразу несколько российских изданий, такие, например, как "Коммерсант" и "Газета.ру", опубликовали статьи со ссылкой на документы Минтранса, из которых следует, что схема сотрудничества "Библио-Глобуса" и "Трансаэро" была настолько запутанной и непрозрачной, что на часть предоплаченных туристами билетов в авиакомпании просто нет подтверждающих документов. Деньги переводились, но за что именно, не уточнялось. Сейчас с этой ситуацией разбирается Министерство транспорта и Росавиация. Но есть серьезные подозрения, что и российской прокуратуре здесь есть, чем заняться.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей