Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
7 сентября 2017, 21:18

Изнанка террора — что рассказали граждане России, присягнувшие запрещенной группировке ИГИЛ

Экстремисты действуют не только на территории нашей страны. Немало выходцев из России и других стран СНГ отправились на Ближний Восток — в зону, подконтрольную террористам из «Исламского государства». Сейчас, когда ИГИЛ терпит поражение, боевики бегут. Многие погибли, другие попали в плен. Съемочную группу Первого канала единственную пустили в тюрьму, где находятся россияне, захваченные бойцами курдского ополчения.

Их заводят в комнату по одному — с завязанными глазами и в наручниках. Когда повязку снимают, 36-летний Хаплан Эбзеев щурится от яркого света. На время беседы со съемочной группой ему освобождают руки. По словам Хаплана, он из села Красный Октябрь, что в Карачаево-Черкесии. В России у него был свой дом, жена и четверо детей. Но три года назад на родине он познакомился с людьми, которые были связаны с террористами. Сирийскую границу он перешел в ноябре 2014 года и оказался в запрещенном ИГИЛ.

«Прямо в Ракку приехали, прямо нас встретили на границе, потому что мы должны были сумки. Я съехал к Абу-Бакру Дагестани, такой есть в Турции, он значимый человек, он перевозит людей, перевозит, занимается только этим. Потом за счет него нас встретили, в машину посадили», — рассказывает Хаплан Эбзеев.

Пленные рассказывают: дорога в ИГИЛ долгая и непростая. Сначала обычным пассажирским рейсом долетели до Стамбула. Там им передали сумки с амуницией и оружием, которые они должны были пронести через турецкую границу.

«Сумки, там оптические прицелы были. Со Стамбула должны были на границу привезти», - рассказывает Хаплан Эбзеев.

Сейчас говорит, мол, его обманули, обещали, что он сможет вернуться из ИГИЛ в любой момент. Но все оказалось не так просто — как только он попал в Сирию, боевики отобрали документы, а затем определили в так называемый «адаптационный лагерь», где каждый день проводили тренировки по физподготовке и обучали обращению с оружием.

«Самый лучший автомат у меня был. Мне хареджиец подарил: автомат, рация и машина новая», — продолжает Хаплан Эбзеев.

32-летний Руслан Шавхалов родом из дагестанского Хасавюрта. Он также находится в руках у разведки курдского ополчения — ежедневно его допрашивают и сверяют показания. Силовики говорят: почти у каждого пленного или беглеца из запрещенного ИГИЛ одна и та же линия на допросе, мол, террористы обманом затянули в свои ряды, а вырваться уже никак. И никто не признается в своих преступлениях.

«Я им сказал, что я приезжаю в «Исламское государство» не чтобы воевать, я болею, я не для этого приехал, а чтобы посмотреть какое оно, «Исламское государство». Мне сказали хорошо, никаких проблем, если вам что-то не понравится, вы сможете уехать обратно», — говорит Руслан Шавхалов.

«Просто посмотреть» на так называемое «Исламское государство» закончилось пленом и допросами.

Уже много месяцев Ракку штурмуют — западная коалиция бомбит город, а курдское ополчение освобождает квартал за кварталом. И в последнее время, по словам курдских военных, боевики начали все чаще сдаваться. По их рассказам можно изучать мировую географию — настоящий террористический интернационал.

«Я один из последних, кто прошел через эту дорогу, когда я с ребенком проходил я, мамой клянусь, за мной стреляли даже. «Ирджа», «ирджа» — «вернись». Я ребенка в сторону взял, вдруг там выстрелят, я платком обвязался, как местный житель, у меня была арабская длинная одежда, и я один из последних прошел», — рассказывает Хаплан Эбзеев.

За годы пребывания в рядах террористов Хаплан Эбзеев успел обзавестись второй женой и детьми, и даже сейчас, сидя под арестом, уверен, что сможет забрать новую семью домой, в Россию.

«Потом уже женился. И местная семья меня отсюда и вывезла. На арабке женился. Мне зачем другая, наша? Просто как сумка она мне была бы. Чуть-чуть на арабском разговаривать научился. Мы вместе хотели туда вообще поехать. Если освобожусь, сделаю все, чтобы с ней туда поехать, к нам домой», — говорит Хаплан Эбзеев.

Оба россиянина, как сами признаются, находились под командованием «рыжего генерала» Абу Умара аш-Шишани — известного террориста из Панкисского ущелья. Именно он отвечал за «русскоязычный» сектор в «Исламском государстве».

Хаплан Эбзеев и Руслан Шавхалов говорят, что боевики знали, что рано или поздно все закончится штурмом и готовились к этому.

«Там уже засыпи были, дороги перекрывали, подготовка ко всему была. Старую технику завозили, чтобы там люди, которые воюют, могли прятаться», — говорит Хаплан Эбзеев.

Этот побег оба называют чудом и рассказывают, что готовили его почти год. Посты боевиков им удалось обойти ночью. Без оружия они вышли на позиции курдов.

«Если бы я попался бы, что я иду сюда сдаваться курдам и меня поймали бы, мне тоже отрубили бы голову. У них это «хокм» называется — «вердикт». Смертная казнь есть плетью определенное количество, есть смертная казнь через отрубание голову, есть — оружием убивают», — рассказывает Руслан Шавхалов.

В разведке курдского ополчения утверждают: они находятся в постоянном контакте с российской стороной и передают информацию обо всех гражданах России, которые оказываются в их руках в ходе операции по взятию Ракки. Очевидно, что для Хаплана Эбзеева и Руслана Шавхалова путь на родину будет непростым, ведь если их даже передадут российским властям, то дома их ждет долгое выяснение, чем именно они занимались на территории подконтрольной ИГИЛ.

Согласно российским законам за участие в террористических организациях грозит тюремный срок от пяти лет до пожизненного заключения. 

Читайте также: