Следователи и эксперты продолжают выяснять причины страшного ДТП на Кутузовском проспекте
По следам аварии 25 декабря на Кутузовском проспекте, когда пассажирский автобус въехал в подземный переход, и погибли люди, в Москве начались проверки: проверяют и водителей, и транспорт. Что касается расследования автокатастрофы, ясности пока не появилось — дело передано в Главное следственное управление.
Водитель, который сидел за рулем автобуса и начал накануне давать показания, сегодня был госпитализирован, у него кровоизлияние в мозг. Идет техническая экспертиза. Специалисты пытаются понять, как могла произойти трагедия, и моделируют разные ситуации.
Автобус, аналогичный тому, который попал в это ужасное происшествие. Это вовсе не реконструкция. Эксперты из Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института сразу оговариваются, скорее это попытка понять, что могло происходить в автобусе в те роковые секунды на Славянском бульваре. Ведь все современные автобусы оборудованы системой, которая запрещает запуск двигателя при включенном на коробке передач режиме «драйв».
«Машина может выпрыгнуть на тротуар, я имею в виду автобус, только в одном случае — если произошло нажатие до пола на педаль акселератора. Вот включаю по алгоритму передачу «движение вперед», то есть так называемый режим «драйв», и отпускаю педаль тормоза. Посмотрите, как он плавно движется. Нажимаю на педаль газа в пол и левой ногой бьем по тормозу. Как видите, несмотря на нажатую педаль газа, мы остановились», — поясняет директор Центра испытаний «НАМИ» Денис Загарин.
Видеокадры, снятые камерой наружного наблюдения. Рейсовый автобус вначале стоит у остановки, затем трогается, внезапно выруливает на тротуар, набирает скорость и въезжает в подземный переход, сбивая идущих по лестнице людей. Водитель автобуса, 58-летний Виктор Тихонов, еще накануне заявил: когда начал движение, автобус потерял управление, на тормоз не реагировал.
«Многие эксперты обращают внимание на то, что колеса были вывернуты. Однако если посмотреть на записи с камеры наблюдения, мы обратим внимание, что автобус шел фактически по прямой. Вот посмотрите, мы выкручиваем руль в крайнее положение, и автобус идет фактически по кругу назад. А там мы наблюдали довольно четкое попадание в пешеходный переход, и это вопрос к экспертам — почему так произошло», — продолжает Денис Загарин.
«Это то ли некое срабатывание электроники автобуса, то есть это та система, где человек уже не может повлиять, или это что-то со здоровьем непосредственно водителя, или еще как-то», — размышляет заведующий кафедрой Автомобильно-дорожного государственного технического университета Норайр Блудян.
По словам водителя Виктора Тихонова, когда автобус начал движение, его внимание отвлекла бутылка воды, закатившаяся под педаль. Могла ли она стать причиной аварии — еще один вопрос, на который предстоит ответить следователям.
Вариантов много, вплоть до «перепутать педали». Мог ли это сделать профессионал с 30-летним стажем? Все это будет устанавливать следствие. По мнению специалистов, тормоза на «ЛиАЗах» — одни из самых надежных. По сути, на автобусе установлены две независимые системы, которые дублируют друг друга.
В диагностическом техцентре с самой ночи очередь из автобусов «ЛиАЗ». Внеплановый техосмотр включает проверку всех основных систем. Специалисты компании ГАЗ, на заводе которого и производятся автобусы «ЛиАЗ», побывали на месте трагедии и сделали свое заключение.
«На данном автобусе устанавливаются самые современные тормозные системы европейского производства, то есть самопроизвольное движение данного автобуса без воздействия человеческого фактора здесь исключено», — сообщил представитель компании «Группа ГАЗ» Вячеслав Орехов.
Водитель сразу после аварии был задержан и допрошен. Но продолжать допрос сегодня невозможно. В тяжелом состоянии Виктор Тихонов госпитализирован в нейрохирургическое отделение, у него кровоизлияние в мозг.
Экспертиза уже установила — в момент аварии водитель был трезв. За руль этого «ЛиАЗа» сел не первый раз, прежде прошел стажировку. Сам же автобус изготовлен в прошлом году. На учет в ГИБДД поставлен в начале 2017 года. Так что ни о каком износе речи быть не может. Автобус был оборудован системой видеонаблюдения. Объектив одной из камер был направлен на водителя, что и позволит дать объективную оценку его действиям.