Будущее Заполярья и строительство новой магистрали обсудил Владимир Путин с главой ЯНАО
О грандиозном проекте шла речь на встрече Владимира Путина с временно исполняющим обязанности главы Ямало-Ненецкого автономного округа. Дмитрий Артюхов доложил, что регион готов приступить к строительству «Северного широтного хода». Стройка очень сложная — 700 километров железнодорожных путей в условиях вечной мерзлоты. Но ее необходимость назрела. А еще в планах магистраль Бованенково — Сабетта, которая обеспечит железнодорожный выход к Северному Ледовитому океану.
Встреча в Ново-Огареве началась с обсуждения строительства одного из самых крупных инфраструктурных проектов последнего времени.
«У нас произошло долгожданное для всего Ямала событие — правительство утвердило концессию по «Северному широтному ходу». Вы с самого начала этот проект поддерживали, знаете его очень хорошо. И наконец-то мы подошли к тому моменту, когда у нас есть все для того, чтобы уже опережающе этой зимой начать строительство самого сложного, важного элемента — совмещенного моста через реку Обь. Сейчас делаем все с инвестором для того, чтобы приступить к этому в самое ближайшее время», — рассказал Дмитрий Артюхов.
«Северный широтный ход» соединит Европейскую часть России с Северным морским путем — грузы с Урала и районов Крайнего Севера можно будет транспортировать морем. Для этого нужно проложить 700 километров железной дороги. И не только! Предстоит построить мосты, станции, объекты инфраструктуры.
Масштабы проекта впечатляют. В частности, только на строительство железнодорожной части моста через Обь будет выделено свыше 50 миллиардов рублей. На создание линейного участка от Салехарда до Надыма — 60 млрдмиллиардов. Железнодорожная часть перехода через Надым — полтора миллиарда рублей.
Автомобильный мост через Надым был открыт еще в 2015 году. Правительство Ямала обеспечит вложения в строительство автодорожной части моста через Обь в районе Салехарда. Всего же создание железнодорожной части Северного широтного хода обойдется в общей сложности в 235 миллиардов рублей. Конкретные сроки реализации — с 2019 по 2022 год.
«Железнодорожный и автомобильный», — уточнил глава государства.
«Да, он совмещенный, — подтвердил врио главы ЯНАО. — На двух берегах находятся два города, исторически связанные, и это, конечно, для населения очень долгожданное событие».
«Сколько получается протяженность?» — спросил Владимир Путин.
«Весь проект — 350 километров, это новое строительство. Но, учитывая, что необходимо развивать подходы, проект порядка 700 километров», — рассказал Дмитрий Артюхов.
К строительству трансполярной магистрали впервые приступили еще после войны. Тогда ее называли «Великий северный железнодорожный путь». Грандиозное строительство развернулось в практически необитаемой тундре. В 50-х годах проект посчитали очень сложным и закрыли. Теперь, уже в обновленном виде, к нему вернулись вновь.
«Наша следующая задача — привести железную дорогу в Сабетту. Владимир Владимирович, Вы там были. Это, конечно, особый центр развития Арктики сегодня, безусловно, главный центр развития Северного морского пути», — подчеркнул Дмитрий Артюхов.
Активное освоение территорий, которые хранят огромные богатства, позволяет мыслить стратегически, рассматривать развитие этого региона на дальнюю перспективу.
«А в целом как ситуация?» — спросил президент.
«В целом экономика развивается достаточно устойчиво. Конечно, если брать основные показатели по промышленности, первое полугодие очень успешное, рост идет 12%. Конечно, в основе наши крупнейшие проекты. Радует, что наши ключевые компании идут во многие проекты опережающе. «Газпром» планирует в следующем году опережающе выйти на Харасавэйское месторождение, тоже одно из крупнейших. Следующее за Бованенковским. Для нас, конечно, это очень хороший знак. Это рабочие места, это очень существенные инвестиции», — отчитался Дмитрий Артюхов.
«Большой проект, мне Миллер докладывал», — заметил глава государства.
«Радует, мы очень успешно с компанией работаем по экологической очистке Арктики. Вместе наши волонтеры — международный проект — успешно это делают», — добавил глава ЯНАО.
Буквально две недели назад на Ямале введена в строй вторая линия завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ». При строительстве применялись уникальные технологии. Собирали завод, словно конструктор, из уже готовых модулей.
Запасы газа тут колоссальные — 900 миллиардов тонн. Главные импортеры — страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В первую очередь Китай, который из-за торговой войны с США отказался от американского сжиженного газа.
В КНР ямальский газ поступает по кратчайшему маршруту — Северному морскому пути. Развитие этого транспортного направления станет драйвером не только для Арктического региона, но и всей страны.