Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
9 февраля 2019, 21:09

Тайны мировой дипломатии раскрыл постпред России при ООН Василий Небензя

Соединенные Штаты и дальше будут пытаться устранить Россию как конкурента на международной арене. В преддверии профессионального праздника, 10 февраля — День дипработника, Василий Небензя дал эксклюзивное интервью корреспонденту Первого канала Жанне Агалаковой. Москва и Вашингтон — в чем уникальность нынешней ситуации и какая опасность грозит миру? Политика и личные отношения в кулуарах ООН — как решаются вопросы международной важности?

Жанна Агалакова: Василий Алексеевич, с чего начинается Ваш рабочий день?

Василий Небензя: С чтения почты из Москвы и с совещания со своими коллегами.

Жанна Агалакова: Вы закончили МГИМО в 1983 году, как раз накануне перестройки, чуть попозже распался Советский Союз и очень многое поменялось. Многие ли из ваших однокурсников остались в профессии?

Василий Небензя: Да, немало. У нас был довольно большой курс на факультете международных экономических отношений. Из них примерно 25 поступили на работу в МИД, для МЭО это было много. Как минимум насчитаю человек 15, кто по-прежнему в строю.

Жанна Агалакова: Иногда вы с коллегами по Совету Безопасности обмениваетесь настолько жесткими репликами, что кажется, боже мой, после этого в кулуарах руки-то не подать. Так и бывает?

Василий Небензя: Нет, так не бывает. Руки мы подаем и прекрасно понимаем, что надо разделять наши противоречия, несогласия и часто острые споры за столом Совета Безопасности и человеческое общение. Существует ложное убеждение, что Совет Безопасности находится в постоянном раздрае и не может ни о чем договориться. На самом деле большинство вопросов на повестке Совета Безопаности являются консенсусными.

Жанна Агалакова: Министр иностранных дел СССР Андрей Андреевич Громыко любил говорить: «Лучше 10 лет переговоров, чем один день войны».

Василий Небензя: Я знаю эту цитату.

Жанна Агалакова: Не сомневаюсь. Но ситуация нынешняя вызывает большую тревогу. В открытую говорят, что началась новая фаза «холодной войны».

Василий Небензя: Наивно думать, что нам протягивают руку и желают с нами сотрудничать, а мы эту руку не пожимаем. Или что нас пытаются приобнять, а мы наших партнеров отталкиваем. Это не так. Сейчас изобретена некая новая технология шельмования, по сути своей, не только России, но России в первую очередь. Которая подразумевает, и это обкатано на американских выборах, предъявление обвинения без предъявления доказательств. Мы давно просим наших американских коллег: предъявите доказательства, положите их на стол. Они нам говорят: а) это секретно, б) вы сами все знаете, спросите ваши спецслужбы. Это все не так наивно. Это все задел на будущее, потому что когда в следующий раз возникнет ситуация подобного рода, можно предъявить обвинение, «царицу доказательств» в нынешней ипостаси, не требуя никаких объяснений.

Это все мне напоминает старый советский анекдот, когда диссидент разбрасывает листовки на Красной площади, его хватает КГБ, поднимает листовку — там ничего не написано. Его спрашивают: «Что это такое?! Говорит: — Листовка. — А почему ничего не написано? — А что писать, и так все ясно».

Одна из главных причин, почему это все происходит вокруг России, это глубокое разочарование Запада тем, что кончились 90-е годы, что Россия ведет самостоятельную внешнюю политику и что, как в 90-е годы, в Кремль нельзя зайти через заднюю дверь и продиктовать как нам себя вести и что нам надо делать. Я говорю своим партнерам: не думайте, что у вас иммунитет от того, что сейчас происходит с нами. Сегодня это мы, а завтра это можете быть вы.

Это прекрасно видно на примере Венесуэлы. Вот то, что сейчас происходит с Венесуэлой, говорить после этого и сравнивать вмешательство и пытаться доказать, что мы вмешались в американскую внутриполитическую жизнь, ну, это просто смешно.

Жанна Агалакова: Ну вот Вы как дипломат, который на кончиках пальцев понимает, куда разворачивается сейчас общество, куда двигается оно, раньше, чем обыватель, раньше, чем другие люди, Ваши ощущения?

Василий Небензя: Я думаю, в международных отношениях много очень неопределенности. И поддержание мира, сохранение мира — это уже больше не метафора. Смотрите, что происходит в области разоружения. Американцы идут на полный слом системы контроля над вооружениями с абсолютно непредсказуемым развитием событий. Они развязывают себе руки для бесконтрольного наращивания своих вооружений. Куда это приведет — совершенно непонятно. Риск непредвиденного конфликта в этой связи, разумеется, увеличивается. Конечно, ситуация тревожная. Но я думаю, что все-таки надо быть оптимистом.

Жанна Агалакова: Василий Алексеевич, есть ли у Вас какие-нибудь свои профессиональные ходы, чтобы расположить к себе собеседника?

Василий Небензя: Мне хочется задать Вам встречный вопрос: а у Вас? Я думаю, что дипломатия вообще в широком смысле слова это умение общаться с людьми и договариваться. Если вы умеете это делать, то у вас хороший шанс стать хорошим дипломатом.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей