Спектакль «Дюма» — премьера на исторической сцене «Современника»
Первая премьера на обновленной сцене. «Современник» вернулся в родной дом. И сразу — эксперимент, оправдывающий название театра. Творческий тандем Михаила Ефремова и Ивана Охлобыстина и произведение Дюма, практически вывернутое наизнанку. Поэтому скучно не будет!
Атос, Портос, Арамис и Д’Артаньян! Их жизнь — опасность, приключения и подвиги, но в плащах и шляпах они лишь три раза в неделю. Спектакль «Дюма» — это не «Три мушкетера», а история про актеров, которые их играют. В маленьком областном театре. И все наперекосяк, когда директор театра вводит нового Д’Артаньяна, он не актер — местный предприниматель.
«Его губернатор заставил отыграть этот спектакль, они там с кем-то поспорили. Ему деваться некуда, вот он и одевается в эту шкуру Д’Артаньяна и выходит, играя перед ними. Но, естественно, артисты, которые 30 лет играют этот спектакль, говорят: «С какого вдруг он-то?!» — рассказывает актер театра «Современник» Дмитрий Смолев.
Вот и получается, что это театр про театр, про внутреннюю кухню, про все сложные отношения внутри труппы. Михаил Ефремов в качестве режиссера и Иван Охлобыстин, автор пьесы, постоянно работали над постановкой вместе и дополняли текст, чтобы как можно точнее показать правду закулисья.
«Тут такой нам подарок, про нас про самих, такие вещи, такие монологи. Этим интересно очень заниматься, и когда ты в это закапываешься, и радостно становится, и дико смешно, и дико горько», — говорит Михаил Ефремов.
Ефремов и Охлобыстин — творческий тандем с давней историей. Первый спектакль они поставили вместе больше 20 лет назад, и, кажется, хорошо понимают друг друга.
«Миша человек очень деликатный; это кажется, что он хулиган, на самом деле он трепетен, как лань, и он хочет всегда угодить. И при том, что он и хулиган, и либерал, и вообще негодяй, но он любит зрителя», — отмечает Иван Охлобыстин.
Это первый спектакль, который зрители увидели после возвращения «Современника» домой, на Чистые пруды, на обновленной после ремонта сцене. Декорации строились почти полгода, они постоянно в движении и трансформируются по воле сюжета. Сцена буквально живет, по-другому не скажешь. Гигантская платформа движется, и для зрителя это выглядит, будто меняются планы, как в кино. Декорация сделана в стиле «советский шик» — классика городского ДК.
В коридорчиках с доской объявлений и советским каменным полом в гримерках, оказывается, страсти такие же, как и на сцене. Актеры слились со своими персонажами, и уже в жизни зовут друг друга Атосом, Миледи или Анной Австрийской.
Роль, сцена и жизнь — в этом переплетении часто действительно не видишь разницы, говорят и актеры «Современника». В каком-то смысле в этот раз они играют самих себя.
«Это не профессия — отработал с девяти до пяти и пришел домой; это образ жизни, без этого ты уже не можешь жить», — говорит актриса театра «Современник» Мария Аниканова.
«Они всю душу вкладывают. Для меня была очень важна степень доверия их, молодой труппы, и желание участвовать в этом проекте. Для них «Современник» — это не просто название, а это душевная потребность. Я всячески приветствую такой проект», — говорит художественный руководитель театра «Современник», народная артистка СССР Галина Волчек.
Трагедия и комедия, интриги, предательства, смех и подвиги, одним словом — Дюма. Это спектакль о любви к театру. И понять смысл всей этой фантасмагории, почему она так дорога тем, кто живет в ней каждый день, можно только оказавшись в зале.