Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
10 марта 2019, 21:20

Выставка работ Фриды Кало и Диего Риверы в Москве бьет рекорды

В московском Манеже заканчивается выставка работ Фриды Кало и Диего Риверы. Мексиканские страсти — это диалог о любви, измене и боли самой знаменитой пары в искусстве XX века. Интерес был настолько большим, что выставку продлили на месяц. Очереди огромные — все хотят успеть увидеть замечательные картины. С 21 декабря экспозицию посетили более 300 тысяч человек.

Густые сросшиеся брови и венчик из цветов — Фрида Кало сегодня это уже не просто самая загадочная художница, а по сути, лицо XX века, где и боль, и страсть, и любовь, и откровенность. Почти половина ее работ — автопортреты. Ведь единственное, что видела Фрида, сперва лежа в гипсе, и потом, когда уже не могла встать с постели, — это свое собственное лицо в отражении зеркала над кроватью. Лицо, хоть, и страдающее, но, мужественное и прекрасное.

Слезы сами текут из ее глаз, но, вот лицо не искажено болью, лишь слегка поджаты губы. Все страдания, которые Фрида пережила после того, как в ее автобус врезался трамвай, а тело перемололо жерновами обломков, всю пытку неподвижности она начала выплескивать на холсты, черпая в творчестве душевные силы.

«Вулканический пейзаж, испещренный расщелинами, и она рифмует эти расщелины с ранами своего тела, она показывает свой позвоночник, который был сломан, в виде колонны, острые края которой крошатся. Корсет, который стягивает эту рану, гвозди, которые ранят ее тело, но, на самом деле, это символ ее душевных страданий», — поясняет куратор выставки Катарина Лопаткина.

Заполняя пространство между собой и мольбертом красками и переживаниями, Фрида Кало словно ведет дневник. Выкидыш и невозможность иметь ребенка переворачивает ее мир. То она представляет себя на руках у кормилицы, то рисует рано умерших детей, но чаще своего нерожденного малыша в окружении символов.

«Улитка — это медленно текущее время, ребенок, это, собственно, ее сын, которого она потеряла. Тазовая кость была сломана в аварии, и именно из-за этого она не могла иметь детей», — рассказывает Катарина Лопаткина.

С Диего Риверой Фриду Кало разделяли не просто 20 лет, а взгляд на мир. Она словно изобрела свой тайный язык. А он говорил о нуждах мексиканских крестьян и достижениях революции, всем доступной красоте и алчной американской военщине. Но, оказавшись в СССР на лечении от рака, начал рисовать русских детей, и в каждом видел своего.

«Кажется, что малыш держит в руках шарик мороженого, но Диего увидел в этом символ того, о чем тогда все в вашей стране говорили — о полете первого космического спутника! И он назвал эту картину «Мальчик-спутник», — рассказывает PR-директор Музея Долорес Ольмедо (Мексика) Адриана Харамильо.

Их двойной портрет — лишь один из свидетелей любви и страсти Фриды. В письмах она называла Диего своим малышом: «Сынок очей моих, моя кровинушка! Когда я уезжаю от тебя, я забираю с собой и твой мир, и твою жизнь! Ты всегда со мной! В слюне, в бумаге, в затмении, во всех строчках, во всех красках, во всех кувшинах, в моей груди, снаружи и внутри».

«Я не сразу смогла оценить работы Фриды Кало, но, через эти письма, полные страданий и любви, я поняла: она обладала огромной храбростью, силой и энергией. И теперь я ясно вижу все это в ее работах!» — рассказывает коллекционер писем (Швейцария) Анн-Мари Спрингер.

Изуродованное женское тело — это состояние ее души после жестокой измены Диего с сестрой Фриды. Чтобы добиться эффекта реальности, она добавляет пятна крови на раму картины «Несколько царапин».

«Название позаимствовано из газетной статьи про человека, который убил свою жену и говорил: «Я ничего не сделал! Это было всего лишь несколько царапин!». Для нее это тоже было такое своего рода убийство», — рассказывает Катарина Лопаткина.

Каждый день в Манеже больше 5000 зрителей. Многие из картин впервые покинули Мексику, и такой выставки, говорят, не стоит ждать еще полвека. Хотя, возможно, к тому времени все же найдут главный шедевр Фриды Кало, таинственно пропавший еще в середине XX века и известный лишь по черно-белым снимкам.

В реальности «Сломанный стол» выглядел примерно вот так. Можно попытаться разгадать и тайну ее корсета, вдохновившего создателей фильма «Пятый элемент». А всмотревшись в глаза ироничной Фриды, найти там голубя мира — ее тайное послание.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей