Прощание с кинорежиссером Марленом Хуциевым пройдет 21 марта в Доме кино
Он всегда чувствовал время и настроения, витавшие в воздухе, а его фильмы становились символами эпохи. Ушел из жизни классик отечественного кино Марлен Хуциев. Появление каждой его картины было событием, начиная с «Весны на Заречной улице». А про фильм «Застава Ильича» ходили легенды еще до того, как он вышел на экраны. Это был манифест эпохи оттепели.
Жизнь и смерть, радость и отчаяние прямо перед глазами. «Был месяц май» Марлена Хуциева, кажется, так уплотнил время, что родившиеся через многие десятилетия после войны люди чувствуют тот фронтовой весенний месяц 1945-го, будто сами его прожили. А режиссеру почему-то в память врезался май 1943-го, когда до победы было еще так далеко.
«Купил полбутылки красного вина и выпил, естественно, за победу, потому что я никогда не сомневался в том, что мы победим. У меня не было никогда этого тревожного чувства "а вдруг"», — рассказывал сам режиссер.
Сцена встречи фронтовиков в финале «Июльского дождя» — документальная. Режиссер снял ее случайно, а теперь именно по ней знают картину. Ту, что критики и чиновники ругали за медлительность, а у Хуциева был ответ, который стал едва ли не поговоркой: «И я вот, возражая, сказал: все бежим куда-то, спешим, а иногда полезно остановиться, оглядеться».
Чтобы не пропустить что-то очень важное, что, может быть, и не уложить в слова и предложения, а лучше оставить многоточие.
«Весна на Заречной улице» разошлась на цитаты, и на музыкальные тоже, а фильм «Два Федора» открыл актера Василия Шукшина.
Сомнений в том, кто самая красивая женщина на знаменитом теперь поэтическом вечере в Политехническом музее, у Хуциева никогда не было. Признавался — даже был влюблен в Беллу Ахмадулину.
Фильм «Застава Ильича» стал символом эпохи оттепели. Он и про историю страны, и про отношения, и про самого Марлена Хуциева тоже.
«Герой — это я, разделенный на три, потому что в это время я ходил с бутылочкой на молочную кухню, Сергей — это мои терзания после XX съезда, что и как, а Фокин — это тот, кем я всегда хотел быть — с легкостью знакомиться с девушками», — говорил режиссер.
В нетронутом цензурой виде фильм шел к зрителю двадцать с лишним лет. Диалог сына с погибшим на фронте отцом казался чиновникам неуместным намеком на конфликт поколений. А для Хуциева в «Заставе» очень много личного: сон на экране — это и про его отца, арестованного в 1937-м. Наяву родные его больше не видели.
«За все время, может, один или два раза его видел во сне. Такой был грустный сон. Я так прижался к нему. Вы представляете, насколько я сейчас старше его! Ведь его забрали, когда ему было 36 лет, ему еще не исполнилось 37», — рассказывал Марлен Хуциев.
Фильмов Марлена Хуциева вроде совсем немного — можно пересчитать по пальцам. Но каждый стал сразу для нескольких поколений в каком-то смысле приметой времени. Над последней своей картиной — диалогом великих Толстого и Чехова — режиссер работал почти 17 лет, в этом году готовил премьеру. И никогда не обижал на свою киносудьбу.
«Ощущение моей внутренней свободы меня никогда не покидало. Я за всю свою жизнь хоть и снял немного картин, но я снимал только то, что я хотел», — признавался Марлен Хуциев.
Соболезнования в связи со смертью Марлена Хуциева выразил Владимир Путин. Прощание с режиссером состоится в четверг, 21 марта, в Доме кино, в 11.00.