В Москве простились с Георгием Данелией
В Москве простились с великим художником — именно так те, кто пришел в Дом кино на траурную церемонию, называли сегодня Георгия Данелию.
Режиссер, сценарист, его фильмы не просто любят — их знают наизусть миллионы зрителей по всему миру. Он умел создавать очень смешные, но при этом очень трогательные истории, в центре которых был простой человек, каких много. В его героях зрители узнавали своих знакомых, друзей и даже себя. И не важно, где развивались события.
Затворником проживший последние годы, Георгий Данелия оставался не просто современником — близким человеком для миллионов зрителей, потому что его фильмы не уходили в тень никогда.
Громких слов Данелия избегал всю жизнь. Мэтр, классик, легенда — сам о себе он так говорить запрещал. Но теперь запрещать некому, и такие слова звучат отовсюду. А что еще скажешь, если спрашивают про Данелию!
«Гениальный режиссер, художник, юморист и человек с высшей буквы. Я говорил ему: "Ты от Бога, ты гражданин любой страны, потому что такие люди редко рождаются"», — вспоминает актер, певец Вахтанг Кикабидзе.
В великой триаде советских комедиографов — Гайдай, Рязанов, Данелия, — пожалуй, он единственный смотрел на «слабости натуры человеческой» без осуждения. Его улыбка не высмеивала, а помогала сопереживать там, где хотелось плакать, и смеяться, где, казалось, что выхода нет.
«Это была великая поэзия, он был великим поэтом кинематографа, он был великим знатоком наших слабостей, наших внутренних противоречий», — отмечает специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Потому и герои его – проходчик Колька, сантехник Афоня, переводчик Бузыкин, летчик Валико — тем больше свои, родные, чем сильнее страдают в неустроенном быту, преисполненные внутреннего благородства, но прозябающие в житейских неурядицах, в которых каждый хоть раз, да оказывался.
«Вот есть картины, которые ни на что не похожи. Вот вы отрежьте титры фильмов Данелии, вы все равно поймете, что это снимал Георгий Николаевич Данелия. Как это получалось, не знаю, но это свойство действительно великих художников», — отметил режиссер, гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
Деликатный и тактичный, но всегда верный друзьям и принципам. Данелия признавался: еще в юности пообещал себе одинаково здороваться с подчиненными и начальством. И добавлял: получалось всегда. Почти.
«Можно быть честным, можно быть нежным, можно быть любимым, можно быть брошенным, полюбить другого хорошего человека или даже нескольких, как мы видим в фильме "Осенний марафон"», — говорит фотограф Юрий Рост.
Он жалел, что не снял всего, чего хотел, но о многом — и снятом, и неснятом — написал три книги мемуаров. Кстати, по словам друзей, еще в январе Данелия работал над новым сценарием.
В своей последней книге Георгий Данелия упоминает персонажа Льюиса Кэрролла — Чеширского кота, который умел чудесным образом исчезать, растворяясь в воздухе и оставляя на прощанье лишь улыбку. Собственно, это последняя страница книги. «Хотелось бы, — пишет Данелия, — когда я окажусь Там, чтобы кто-нибудь сказал: кот ушел, а улыбка осталась».