Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
6 мая 2019, 21:01

Следователи начали расшифровку «черных ящиков» сгоревшего в Шереметьево Sukhoi Superjet 100

К этому часу с летного поля аэропорта Шереметьево уже убрали обломки самолета, который сгорел накануне после жесткой посадки. С помощью тяжелого крана их перевезут в ангар. Там начнется так называемая выкладка, необходимая следствию. Одновременно работают с бортовыми самописцами — их два, один фиксировал переговоры в кабине, второй параметры полета.

Версий несколько: недостаточная для экстренного случая подготовка пилотов, диспетчеров и техников; неисправность на борту;  погода, вероятный удар молнии. Лайнер Sukhoi Superjet компании «Аэрофлот» выполнял регулярный рейс из Москвы в Мурманск. Спустя примерно полчаса после взлета вернулся. Начался пожар. 41 человек погиб.

Первые секунды после приземления. Самолет в огне, горят топливные баки, плавятся иллюминаторы. Крики в салоне. Кто-то из пассажиров снимает видео. Лайнер еще катится по полосе, и все что пока могут сделать оказавшиеся в ловушке люди, наблюдать. И молиться.

Кадры самого момента жесткого приземления. Самолет касается взлетно-посадочной полосы, подпрыгивает и, наконец, опустившись, загорается. Объятый пламенем, он по инерции продолжает двигаться, пока его не разворачивает поперек полосы.

Времени на спасение ничтожно мало. Топливные баки полные — борт только-только взлетел. Огонь пожирает хвост самолета, из-за температуры, а, главное, едкого дыма нечем дышать. Эвакуация возможна только через носовую часть.

Рейс Москва — Мурманск продолжался меньше получаса. Он вылетел по расписанию 5 мая вечером. Моросил дождь, но в целом погода летная. Через восемь минут полета лайнер меняет курс, по предварительным данным, в него ударила молния, после чего пропала радиосвязь.

Самолет разворачивается, делая большой круг. Судя по радарам, на посадку с первого раза не заходит, делает еще один круг, поменьше и приземляется не на автопилоте, а в ручном режиме. Садится почти на середину полосы. С перелетом более чем на километр. Дважды ударившись при посадке. Из 78 человек на борту выжили 37.

«Согласно видео видно, что это «скоростной козел». Ошибка на посадке. Причина повторного отделения после посадки, так называемого «козла», как правило, одна: несоразмерное взятие органов управления на себя», — комментирует видеокадры военный летчик в отставке Александр Урбанович.

«Скозлить», как говорят эксперты, самолет мог и из-за грозы, когда воздушные потоки не только горизонтальные, но и вертикальные. И если вертикальный исчез непосредственно перед посадкой, лайнер внезапно мог набрать скорость, оказавшуюся критичной на малой высоте.

«Если тебя снизу поддувает, происходит то, что самолет не может снизиться, автомат двигателей тяги уменьшает мощность двигателей. Потом идет резкий просадок, провал, бросает ветром сверху. То есть, по сути дела, с максимальной, с большой вертикальной скоростью он ударяется о бетон, о полосу. Происходит разрушение шасси, он амортизирует, естественно, взлетает. И второе касание уже шасси складывается. Либо просто протыкает крылья», — анализирует заслуженный пилот РФ, летчик-испытатель Вадим Базыкин.

Дмитрий — один из тех, кто летел тем злополучным бортом из Москвы в Мурманск. Он заметил момент, когда в самолет попала молния.

«Пожар начался после второго удара самолета о землю, когда он садился», — рассказывает пассажир рейса Дмитрий Хлебушкин. На вопрос о возможном попадании молнии в самолет Дмитрий говорит, что он видел вспышку белого цвета.

Попадание молнии в самолет не редкость.

«Дважды попадала молния у меня на Як-40, когда я долго шел в облаках, и даже ничего не почувствовал, а после посадки в Пензе оказалось, что кромка крыла, конец отрезан как автогеном, там была дыра. Это один случай. Второй случай был на Ил-62, когда я набирал высоту, на высоте где-то семь тысяч метров раздался пушечный хлопок; продолжили полет до Хабаровска, в Хабаровске на лобовом коке обнаружили огромный ожог от молнии», — рассказывает вице-президент Профсоюза летного состава России Альфред Малиновский.

Но современные лайнеры оборудованы специальной системой защиты на подобные случаи. Физики называют такие приспособления «клеткой Фарадея». Каркас из материала, хорошо проводящего ток, как бы опутывает весь самолет, и когда в борт бьет молния, разряд должен равномерно распределиться и не причинить вреда.

«Если, скажем, интенсивность этого разряда была сравнительно низкая, с ним ничего не произойдет. А если интенсивность высокая, тогда произойдут совсем другие явления. Ну и, в частности, ведь самолеты современные становятся все более компьютеризованными, они напичканы радиоэлектронной аппаратурой, которая очень чувствительна к статическому электричеству. Они получают повреждение и либо прекращают работу, либо функционируют с ошибками», — отмечает авиационный эксперт Владимир Карнозов.

Тот факт, что экипаж принял решение не вырабатывать топливо, — садиться с полными баками, да еще в ручном режиме, опасно — по мнению экспертов может свидетельствовать о серьезных проблемах на борту.

«При отказе электроники, электродистанционной системы управления, самолет, конечно, становится более вялым, тяжелым в управлении, посадить его очень сложно. Но при посадке с повышенной скоростью и с таким максимальным весом, конечно, произошли нерасчетные нагрузки на взлетно-посадочные устройства, это шасси, и скорее всего, они не выдержали», — полагает специалист по безопасности полетов авиации МЧС Станислав Штинов.

Очевидцами трагедии стали сотни пассажиров, ожидавших в аэропорту посадки на свои рейсы и с ужасом снимавших на телефоны огненный шар и огромный столб черного дыма.

«Очень много-много людей туда бежало. Ехали машины, тушили, то есть все боялись, что произойдет взрыв», — рассказывает Сергей Рябых.

«Когда стали подавать воду, пламя немножко опало, потом оно снова достаточно сильно всколыхнулось, тут пришла машина с пеной, и вроде бы ситуация стала выправляться», — говорит Андрей Муринович.

«В 18.30 самолет совершил посадку, в 18.31 был объявлен код «красный», через минуту первая пожарка была рядом с воздушным судном. В течение последующих четырех минут прибыло еще шесть пожарок, тушение продолжалось 18 минут», — сообщил министр транспорта РФ Евгений Дитрих.

Почему произошла трагедия, сейчас разбираются эксперты Межгосударственного авиационного комитета, а также следователи. На видеокадрах видно, что двигатель расплющило от удара о землю. Самолет выгорел полностью. Страшно представить, что происходило в салоне.

«Следователи со специалистами МАК приступают к расшифровке и изучению данных изъятых бортовых самописцев. Полученная с них информация будет исследована и сопоставлена с данными видеорегистраторов, аудиозаписями переговоров пилотов, показаниями выживших пассажиров и очевидцев происшествия, а также с другими полученными в ходе первоначальных следственных действий материалами», — сообщила руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации СК РФ Светлана Петренко.

Все обломки сгоревшего лайнера собраны со взлетно-посадочной полосы и перемещены в ангар. Там работа с ними в поисках ответа, что же случилось с рейсом Москва — Мурманск, продолжится.


ТРАГЕДИЯ С САМОЛЕТОМ SUPERJET В ШЕРЕМЕТЬЕВО

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей