В соцсетях обсуждают скорость эвакуации из горящего лайнера, что могло стоить другим людям жизни
В соцсетях сегодня активно обсуждают, насколько быстро проходила эвакуация из салона и не мог ли ее замедлить кто-то из пассажиров. Почему возникла тема? Вот салон изнутри. Без малого 20,5 метров в длину. Три метра с четвертью в ширину, два с небольшим — в высоту. Здесь помещаются три ряда бизнес-класса по четыре места. И 15 рядов эконом-класса, по пять кресел в каждом, два слева и три справа. Итого 87 пассажиров при полной загрузке. Плюс кабинный экипаж — три борт-проводника.
На 90 человек в салоне четыре аварийных выхода. По два в передней и в хвостовой части. К ним ведет проход между креслами. Его ширина 51 сантиметр. И это ключевое число. Почему? 55х40х25 сантиметров — максимально разрешенные размеры ручной клади. Того, что можно взять в салон и разместить, как требуют правила, на багажной полке.
55 сантиметров — длина. Ширина — 40 сантиметров, не 51. Вроде можно нести. А если пожар, два выхода отрезаны? И сумки, рюкзаки и чемоданы цепляются за все подряд? Более того, по правилам, когда надо спасаться, их вообще нельзя забирать. На это уйдет время. Кому-то это может стоить жизни.
Эти кадры рассматривают и обсуждают тысячи людей. Самолет полыхает, сразу после жесткой посадки начинается спасательная операция. Выбрасываются резиновые трапы и немедленно по ним спускаются первые пассажиры. И вдруг на 16 секунде пауза. Целых четыре секунды никто не появляется на трапе. На 30 секунде снова задержка. Уже пять секунд. И после нее на трап посыпались пассажиры с ручной кладью.
На других кадрах видно: это не только портфели и сумки, но и большие чемоданы. А в эти секунды в хвостовой части самолета погибают люди.
Схема рассадки сгоревшего лайнера. Среди пассажиров первых рядов только один пострадал, остальные невредимы. Далее до 10 ряда включительно ожоги и отравление угарным газом. И начиная с 11 ряда, всего шесть пассажиров получили ранения. Остальные погибли. И первая же версия причин трагедии — часть пассажиров тратила бесценное время на поиски ручной клади. Отнимая его у тех, кто был за спиной.
Казалось, после трагедии в Шереметьеве пассажиры будут внимательнее слушать бортпроводников. Но этого не происходит. Впрочем, инструкции стюардам пока не поменяли. И в них ни слова о том, что при эвакуации ни в коем случае нельзя брать вещи с багажных полок.
В специальном буклете действительно четко и недвусмысленно сказано, что при ЧС покидать салон необходимо налегке. Все вещи оставлять в салоне. Правда, только на второй странице. И только одной пиктограммой.
Еще одно отличие Superjet — несимметричная расстановка сидений. По левую сторону два ряда, по правую — три. А между ними проход шириной всего 510 миллиметров, то есть чуть больше полуметра. Достаточно комфортный, чтобы один человек прошел с вещами. И недостаточно, чтобы разошлись двое.
Но точно такой же проход на классическом Boeing-747. А пассажиры сгоревшего Superjet в момент аварии вряд ли задумывались о его ширине. Даже если они и создали давку в узком проходе, винить их в этом вряд ли можно. Никто не был готов к такой ситуации. Да и не мог быть готов.
«Реакция на стресс — это аффективная реакция. Это означает, что она, по сути, захватывает психику, затапливает ее. В ситуации стресса сужается как бы сознание человека и он фокусируется на своих собственных потребностях. Это не плохо, это, опять же, абсолютно нормальный феномен. Автоматическая реакция по защите себя и спасению себя. В такой ситуации у людей не хватает психических ресурсов, чтобы подумать о других незнакомых им людях», — поясняет психолог Всеволод Иоффе.
Возможно, после трагедии в Шереметьево этой части инструктажа еще уделят повышенное внимание. Ведь прочитать брошюру и заучить ее наизусть каждого не заставишь. Но только выполняя все правила и сохраняя спокойствие, можно сберечь жизни.