Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
27 мая 2019, 21:29

На московскую сцену в рамках Чеховского фестиваля вернулся спектакль «Донка»

Этого события заядлые театралы ждали девять лет. На московскую сцену в рамках Чеховского фестиваля вернулся спектакль «Донка», поставленный прославленным режиссером Даниэле Финци Паской. Это такая яркая история о творчестве Антона Павловича Чехова. И режиссер говорит, он и артисты попытались понять русскую душу и самим стать русскими. И это настолько удалось, что зал стоя встречал финальные выходы артистов.

«Донка» – это спектакль-сновидение. Невесомый и бесконечно нежный. Его играли больше 400 раз на пяти континентах, и вот, спустя девять лет он вернулся на московскую сцену.

Из аэропорта сразу на репетицию. Здесь в театре имени Моссовета режиссер Даниэле Финци Паска и показал впервые свое послание Чехову: «Я помню, был январь, 150 лет со дня рождения Антона Павловича, очень холодный день. И я безумно волновался».

Он боялся быть непонятным, но своей искренностью растопил сердце публики. Финци Паска путешествовал по местам Чехова. Родной дом в Таганроге, дача в Гурзуфе. Даниэле прятался под столом писателя, чтобы представить мир, который Чехов видел, когда был еще ребенком.

Вечные студенты и доктора, шаткая жизнь трех сестер, и потому они на трапеции. Это язык цирка и акробатики, искренний, смешной, грустный.

«Нас глубоко затронуло это чеховское чувство того, что мир рушится при видимой стабильности. Он необычайно хрупкий, трудно удержать равновесие, ты все время на льду, все время скользишь, балансируешь, падаешь, и что-то бьется», – рассказывает актриса Беатрис Сайад.

Само слово «донка» – это удочка с колокольчиком для подледной рыбалки. Для Чехова рыбалка как медитация. И спектакль такой же – лед и цветы – это воспоминания. Сцены перетекают одна в другую как мысли, как мечты. И щемящее чувство распада – главное в этой постановке.

Магия спектакля «Донка» зарождается здесь: в морозильных камерах за сутки до спектакля создается реквизит. Он изо льда. Тут множество форм, есть даже ботинки на ледяной подошве.

Дэвид Менес жонглирует шарами из чистого льда. Каждый день он сам готовит формы, заливает их водой и замораживает. Еще одна метафора. Что-то прекрасное – всегда такое хрупкое.

«Мы столько раз играли эту русскую историю, столько путешествовали по России, что, мне кажется, мы приблизились к пониманию русской души, к пониманию Чехова», – признается актер Дэвид Менес.

«Когда я училась у себя в Бразилии, моим дипломным спектаклем был "Три сестры", я играла Ирину. А сейчас позвонила мама, и она кричит мне словами Чехова: "В Москву, в Москву! У тебя получилось, ты снова играешь Чехова, но теперь у него на родине"», – говорит актриса Мелисса Витторе. 

Репетиции этой труппы ни на что не похожи. Кажется, они просто веселятся, шутят и поют. Многие из них вместе уже больше 30 лет, и перед каждым спектаклем – маленький ритуал. «Бросай – я поймаю» – упражнение на доверие, а потом все обнимаются, они не коллеги – семья.

«Кроме спектакля "Донка" за эти годы мы создали церемонии для Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи, работали с Мариинским театром. Здесь я чувствую себя как дома, мне очень близка Россия и, конечно, Чехов. Но он все равно остается непостижимым», – признается режиссер Даниэле Финци Паска.

Москве спектакль «Донка» будет идти до пятницы, а потом труппа Даниэле Финци Паски вновь отправляется в путешествии по России. В июне постановку покажут в Санкт-Петербурге и Ярославле. 

Читайте также: