Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
13 июня 2019, 21:00

В Оманском заливе произошла атака на два танкера

Атака на танкеры, торпеды, суда в огне. В команде одного из них россияне. По разным данным, 11 или 12 человек. Новости о событиях в Оманском заливе будто сюжет боевика. Моряки спасены, но последствия для экономики и глобальной безопасности могут быть очень тяжелыми. 

Оманский залив. С одной стороны – Аравийское море. С другой – Персидский залив. Самый важный вопрос сейчас: чьи торпеды? Оба танкера после атаки загорелись. На борту одного из них нефтепродукты. Второй вез метанол. После таких новостей лихорадит мировой нефтяной рынок. В начале дня цена барреля марки Brent ниже шестидесяти долларов. Этот резкий скачок –реакция рынка на события в Оманском заливе. Цена уже больше шестидесяти двух. Потом небольшой спад. И снова стоимость пошла вверх. 

Сигнал SOS начал поступать сразу с двух нефтяных танкеров. Сообщения береговым службам — атакованы торпедами, взрыв и пожар. Огромные клубы дыма поднимаются в небо. Вокруг танкеров иранские спасательные катера. Экипаж спасли. 44 человека эвакуированы в ближайший порт. Среди моряков оказались россияне, а также граждане Грузии и Филиппин.

«Все моряки, спасенные с атакованных танкеров в Оманском заливе, на данный момент находятся в порту города Джаск. Они были доставлены туда сотрудниками иранской береговой охраны. Моряков накормили, состояние здоровья удовлетворительное, жизни ничего не угрожает», – сообщил Андрей Ганенко, пресс-атташе посольства РФ в Тегеране.

Первый атакованный нефтяной танкер принадлежит норвежской компании «Фронтлайн». Он следовал из Арабских Эмиратов на Тайвань. На борту 75 тысяч тонн нефти. Как заявили в компании, прибыть в порт Тайбэя он должен был в июле. Но теперь под вопросом сможет ли танкер причалить к берегу, он горит в 44 километрах от ближайшего порта. Информацию о том, что судно пошло ко дну, опровергли, но по-прежнему сохраняется угроза розлива нефти. И если возможный ущерб экологии еще предстоит оценить, то сумму перевозимого груза владельцы норвежского судна уже назвали – 30 миллионов долларов. Второй атакованный танкер шел под флагом Панамы из Саудовской Аравии в Сингапур. А позже выяснилось, зафрахтован он был японской фирмой. Новость вызвала особое внимание в Токио, ведь сегодня начался официальный визит премьер-министра Японии в Тегеран, первый с 1978 года.

«Это очень подозрительно, что это произошло как раз во время визита японского премьер-министра Синдзо Абэ в Тегеран, который привез очередную оливковую ветвь и попытался стать, судя по всему, посредником между Соединенными Штатами и Ираном», – считает Владимир Фитин, руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока российского института стратегических исследований.

«Новости об атаке на корабли пришли как раз во время встречи Синдзо Абэ с Верховным лидером Али Хаменеи. А ведь Япония была готова закупать нефть у Ирана, переговоры об этом велись. Это попытка дестабилизировать ситуацию, напугать и перевозчиков, и страховые компании. И Ирану это точно не выгодно», – считает Хади Афкахи, эксперт по Ближнему Востоку.

Это уже не первый инцидент в районе Оманского и Персидского заливов: 12 мая у берегов Фуджейры подверглись атаке четыре танкера, тогда сообщили, что их повредили морские мины.

Ситуация накалилась после введения американских санкций против Тегерана, Вашингтон запретил экспорт углеводородов из Ирана. В ответ иранские политики не раз угрожали перекрыть Ормузский пролив, а ведь через эту артерию проходит пятая часть мировых перевозок нефти. Контроль над этим стратегически важным местом достался Ирану еще в конце 70-х в результате сложной дипломатической игры, Тегеран признал независимость Бахрейна, взамен три ключевых острова Абу-Муса, Большой Томб и Малый Томб перешли под контроль Ирана. 

«На сегодняшний день, я думаю, может актуализироваться тема о том, что нужно снять юрисдикцию Ирана над этими островами. Это принципиальный вопрос. Таким образом, Иран может потерять свои позиции в Ормузском проливе, а ведь сейчас он там царь горы, если можно так выразиться», – комментирует политолог, востоковед Каринэ Геворкян.

После спасательной операции экспертам предстоит выяснить, чьими торпедами были атакованы танкеры. Кстати, неподалеку от подбитых судов находятся военно-морские силы США – усиленная группировка во главе с авианосцем «Авраам Линкольн».

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей