Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
4 августа 2019, 22:10

День железнодорожника учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I

День железнодорожника, старейший профессиональный праздник, приурочен ко дню рождения императора Николая I, при котором начали строить железные дороги. На их долю сейчас приходится почти половина всех грузовых и пассажирских перевозок. Отрасль всегда являлась локомотивом экономики, причем в прямом смысле. Некоторые из тех, кто двигал страну вперед, и сегодня стоят на запасном пути.

Паровоз «Серго Орджоникидзе». Еще три года назад — проржавевший гигант, обглоданный искателями черных металлов и доживающий свой век на свалке. Сегодня, как и десятки других машин, снова дымит. Самый пожилой джентльмен здесь 1897 года выпуска.

А вот этот паровоз ни больше ни меньше «Мягкий знак». Серия «Мягкий знак». Оказывается, серий паровозов было столько, что были использованы все буквы русского алфавита. Включая Ъ, Ь.

На них ковали победу в годы Великой Отечественной войны. Уникальные возможности машин, их всеядность позволили осуществить невиданные в истории железнодорожные перевозки. Снабжали армию. Обеспечивали промышленность. В середине 80-х «мамонты пятилеток», как еще называют эту технику, остановили ход. И встали на базы запаса.

52 паровоза. Каждый из них — легенда. Их везут сюда со всей страны, и с каждым годом их становится все больше. Все они словно машины времени, которые в XXI веке получили второе рождение.

«Абсолютно уникальное место здесь, можно сказать, собраны последние могикане со всей страны, то есть из Забайкалья, с Северной дороги, с Урала. Машинисты никогда про паровоз не скажут в мужском роде. «Она», «машина», «я на ней вот поехал», на такой-то», — рассказывает председатель Общества любителей железных дорог России Алексей Вульфов.

База запаса в Рославле самая большая в стране. Долгое время считалось: паровозы еще пригодятся. В 90-е стареющую и ржавеющую технику содержать оказалось дорого и незачем. Но принятая программа по восстановлению локомотивов позволила сохранить прежде всего историю легендарных машин. Здесь они законсервированы. Ждут своего часа.

«Не то что на любом паровозе бери да поезжай, а правильнее сказать они ремонтопригодны», — говорит Алексей Вульфов.

Паровоз серии «Л». В народе — Лебедянка. Страшно представить, но этому гиганту уже 66 лет. Он исколесил всю страну. И сегодня снова на ходу. Едем прямиком в свою новую историю.

На полную реставрацию одного паровоза может уйти от полугода до нескольких лет. Конструкции восстанавливают по сохранившимся чертежам и не только.

«Детали, конечно, не все можно найти. Некоторые очень тяжело. Но есть такие машины, у которых котел, например, пришел в негодность, а ходовая остается. Она идет как донором на остальные паровозы», — рассказывает начальник участка производства ремонта железных дорог «Электорсервис» Роман Самохин.

Из 100 паровозов, включенных в программу сохранения, за последние годы восстановили уже больше 70. И это только начало. Тут, конечно, жарко и громко. Но, честно говоря, дух захватывает. Ощущение, что прикоснулся к истории!

Сегодня по всей стране запускают все новые и новые туристические ретро-маршруты. А в Курске организованы курсы паровозников XXI века. Мощность у таких машин, конечно, меньше, чем у современных поездов. КПД — ниже. Но в отличие от новых локомотивов, у паровозов не было и нет срока эксплуатации. Нестись на всех парах они могут, по сути, вечно.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей