В Михайловском театре — премьера балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато
«Баядерка» — это история о большой любви, и в этот раз все будет еще драматичнее. И предателю не будет ни прощения, ни надежды. Для спектакля изготовлены роскошные костюмы с кружевом, драгоценностями, великолепные декорации. Жемчужина мирового балета.
И в нежности влюбленных, и в разрушительной страсти тех, кого отвергли, здесь каждый танец — загадка, свой ответ на которую вот уже полтора века ищут зрители. Что все-таки важнее: долг или любовь? Эта история о преданных чувствах и нарушенной клятве.
Прекрасная индийская танцовщица Никия и отважный воин Солар обещали друг другу никогда не расставаться, но ее возжелал верховный жрец, а Солара обязали жениться на дочери влиятельного раджи. И вот уже помолвка: для молодых танцует та самая преданная баядерка. И в каждом движении — печаль ее разбитого сердца.
«Партия Никии для балерин считается одной из вершин мастерства и хореографического, и драматического мастерства, потому что эту партию невозможно танцевать без внутренней наполненности, без определенных эмоциональных окрасов. Тот драматизм, та нежность, с которой Никия выходит, я не могу сравнить ни один другой балет с этим монологом, с этими эмоциями, которые я испытываю, танцую», — отмечает прима-балерина Михайловского театра Анджелина Воронцова.
Грустная, но по-восточному красивая история. Словно невесомые плавно струятся платья храмовых танцовщиц, сверкают роскошью наряды обитателей дворца. Ткани для каждого из 150 костюмов художник-постановщик Ангелина Атлагич выбирала сама: что-то привезла из родной Сербии, что-то — из Индии.
"У меня ушло шесть месяцев на то, чтобы изучить историю индийского костюма, поскольку действие происходит в средневековой Индии. А затем я объединила историю с современной индийской модой и получилась совершенно новая "Баядерка", — рассказывает художник по костюмам Ангелина Атлагич.
Свое творение «Баядерку» знаменитый Мариус Петипа впервые поставил еще в 1877 году в Петербурге. Партию Никии в своем время танцевали и Анна Павлова, и Матильда Кшесинская. Со временем менялись не только солисты, но и декорации. В самых первых постановках на сцену вывозили гигантских слонов, тигров, в этот раз решили ограничиться лишь полупрозрачными очертаниями дворца или джунглей, чтобы ничего не отвлекало от самого главного — танца.
Эту премьеру в Михайловском театре подготовил испанский хореограф Начо Дуато. В его версии спектакля Баядерка стала более нежной и любящей, а финал еще трагичнее. Если раньше у зрителей оставалась хотя бы надежда, что погибшая от укуса змеи танцовщица Никия и ее возлюбленный Солор воссоединяться на небесах, то Дуато не оставляет никаких шансов тому, кто предал любовь Баядерки.
«Я даже поговорил с дирижером и попросил его изменить концовку партитуры музыки, если в оригинальной версии она заканчивается фанфарами «та-дам», то тут я попросил сделать в конце грустное адажио, чтобы было понятно, что Баядерка отправляется в мир мертвых, а Солор остается», — рассказывает художественный руководитель балета «Баядерка» Начо Дуато.
Для Начо Дуато это уже 12-й спектакль, поставленный на сцене Михайловского театра, но первый после его возвращения в Россию. Спустя пять лет перерыва — все это время он работал в государственном балете Берлина — Дуато снова встал во главе уже родной балетной труппы.
Менять хореографию в знаменитом третьем акте «Тени», когда навсегда прощаются влюбленные, Начо Дуато не стал. Именно эта часть балета когда-то сделала его бессмертным, отдав дань классике. Дуато все же добавил от себя в спектакль немного духа Востока. И вот старой историей о любви Баядерки вновь восхищаются зрители.