Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
14 ноября 2019, 21:23

В Институте хирургии имени Вишневского опытом обмениваются кардиологи

 

Кирилл Клейменов

Как вы думаете, от чего чаще всего умирают люди на нашей планете? Правильно, от болезней сердца. Поэтому кардиология, возможно, главная отрасль медицины. И очень хорошо, что у нас на этот счет богатые традиции. Мировой уровень.

Но сердце — это не просто биологический орган. Это нечто большее. Это в мировой культуре сердце — место, где обитает душа. И это точно не просто метафора. Люди, у которых нелады с сердцем, часто ведут себя совершенно иначе, чем до болезни. Любой сердечник это про себя знает. Его держит за руку липкий страх смерти. Боль и вибрация в груди мешают дышать и все время напоминают о приговоре. И это навсегда меняет жизнь навсегда. Вот наши великие хирурги из центра Вишневского с этим не согласны.

Директор Института Вишневского готовится к очередной операции, рядовой для него и из ряда вон для многих других. Операционная разделена на две зоны. В одной работают ассистенты — следят за жизненными показателями пациента. А стерильной зоне — хирурги. Все их инструменты — электроника. В помещении ни одного скальпеля. А ведь пациента собираются избавлять от мерцательной аритмии.

«Всего три пункции, три укола. У пациента один катетер стоит через подключичную вену и два катетера стоят через бедренную вену», — рассказывает директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А.В. Вишневского» Амиран Ревишвили.

Это все. А вот инструменты. Управляемый катетер не толще стержня ручки.

«Вот таким образом я касаюсь сердечка изнутри. Снимаю потенциалы, мы выстраиваем электрическое поле сердца и анатомию строим его», — рассказывает директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А.В. Вишневского» Амиран Ревишвили.

И вот уже на мониторах 3D-модели сердца пациента.

«Мы должны все вокруг красной зоны электрически изолировать, чтобы импульсы не проникали в сердце, тогда аритмия не будет возникать», — рассказывает Амиран Ревишвили.

Это реальные технологии нашего времени. Без единого разреза хирурги перенаправляют электрические импульсы, которые заставляли сердце биться невпопад. А пока идет операция, с помощью электродов на кончиках все тех же катетеров нужный ритм сердцебиения дистанционно из соседнего помещения поддерживают ассистенты.

За трансляцией из операционной следят десятки ведущих кардиохирургов со всего мира, которые в эти дни слетелись в Москву, чтобы на площадке института Вишневского обменяться опытом наименее травмирующих технологий операций на сердце.

«В будущем люди хотят иметь маленький операционный шов. И сейчас кардиологи двигаются в этом направлении. Вы можете провести операцию на сердце через вот такой разрез», — сказал руководитель кафедры сердечно-сосудистой и торакальной хирургии Рэндолф Читвуд.

«Каждый год технологии становятся лучше, с каждым годом инструменты становятся меньше, с каждым годом мы можем сделать больше, сокращая количество разрезов», — говорит кардиохирург Грегори Скалиа.

Вот, например, сегодняшние кардиостимуляторы и крошечный, вроде флешки, аналог заметных размеров прибора, который снимает суточную ЭКГ. Зачем так тщательно отслеживать аритмию, со сцены объясняет американец Джеймс Какс.

«9% инсультов — ишемические. Из них около 20% связаны с аритмией. Это порядка 130 тысяч инсультов в год в США и почти вдвое больше в Европе», — привел данные Джеймс Какс.

Профессор говорит про увеличение числа больных аритмией вдвое к 2050 году. Однако и лечить станет проще. И, похоже, уже совсем скоро.

«Все идет к тому, что диагностика будет не инвазивной всего и вся, включая изучение аритмии, изучение бляшек в сердце. Сегодня это возможно. Устранение патологических вещей в ближайшие пять лет с помощью протонной терапии или высокоэнергетического рентгеновского облучения. То есть тоже не инвазивно, без разрезов, без прикосновения к телу пациента», — говорит директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А.В. Вишневского» Амиран Ревишвили.

А пока Амиран Ревишвили предлагает посмотреть на еще одну новую малотравматичную операцию. В операционной коронарное шунтирование по современной методике — без вскрытия грудной клетки. Все манипуляции хирург проводят через несколько небольших проколов. К тому же вместо стентов врачи используют отрезки родных артерий. Проводят кровоток в обход бляшек. Совместная группа хирургов из России и Бельгии у нас впервые ставят сразу три таких шунта.

«Такой шунт будет работать до 30 лет минимум без проблем. Стентирование не выдерживает таких результатов. Плюс такие технологии приятны пациенту: через 3-4 дня домой, обычно 10 дней в клинике и месяц-два реабилитация», — сказал директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А.В. Вишневского» Амиран Ревишвили.

Эта операция — первая проба и пока недоступна даже по квоте, но с учетом того, как быстро меняются технологии кардиохирургии, ждать ее внедрения в регулярную практику, возможно, придется недолго.

Читайте также: