Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
28 ноября 2019, 21:24

Предел заботы и контроля: как не упустить ребенка в цифровом мире?

 

Кирилл Клейменов

Представьте себе: Москва, вечер, обычная московская трешка, неполная семья. Мать и двое детей: восьмилетняя дочь, тринадцатилетний сын. Мама незаметно взяла смартфон дочери, посмотрела, пришла в ужас. Нашла переписку восьмилетней дочери с взрослым мужиком. Переписку интимного характера. Взяла себя в руки. Не орала на дочь. Вообще не орала. Вела себя, как могла, аккуратно. Просто смартфон спрятала, дав взамен старый кнопочный телефон. Дочь устроила истерику. Требовала смартфон назад. Итог — выбросилась из окна. Страшно. Но история реальная. Коллеги из «МК» ее раскопали и опубликовали.

Вот такая вещь, как детский смартфон, может оказаться смертельно опасной. Думали занять ребенка и освободить себя, а вот оно чем в итоге может обернуться.

 

По телефонам на парте, пожалуй, можно вести учет посещаемости. Но есть и более надежный способ — попробуйте-ка прогулять школу, когда на входе нужно отмечаться. Скрыть оценку в дневнике тоже не вариант — он теперь электронный, и родители все равно увидят. Полный контроль. В результате одним не нужно врать, другим — волноваться. Но кому-то и этого мало — многие мамы с папами хотят знать, что внутри детского смартфона.

«Не всегда, но были моменты, когда заглядывали, когда только появился и еще они контролировали все», — говорит Анна Гайзлер.

И вот уже на глазах зреет детский протест против, разумеется, несправедливости.

«Моя мама сама не разрешает смотреть то, что она пишет, а мои переписки смотрит, поэтому я бы привел ей такой аргумент, и она бы, наверное, задумалась», — сказал Егор Брайнин.

Но, впрочем, эти юные максималисты понимают — родители не из любопытства просят разблокировать телефон.

«В интернете может быть много мошенников, они могут попросить твой адрес, попросить сделать что-то, дать условно номер карточки и потом сделать что-то плохое», — говорит Филипп Сосенкин.

Список потенциально плохого, несмотря на все взрослые опасения, детям, оказывается, известен.

«Какие-нибудь соцсети вроде "Фейсбука", "Инстаграмма", вот в них  нежелательно, потому что могут что-то писать, куда-то завлекать. И в таких соцсетях проверять, наверное, нужно», — сказал Александр Манаков.

«Иногда, бывает, пишут анонимы, которые угрожают тебе. Тогда — да. То есть надо показать родителям, они скажут, что тебе делать. Я в принципе сам знаю, что мне делать — просто заблокировать данного человека, и все», — говорит Ярослав Воронецкий.

Но и у пятиклассников есть красные линии, когда вопрос касается контроля.

«Когда родители берут телефон, то лучше с нашего разрешения», — сказала София Печенева.

Личное пространство, говорят те, кто еще недавно и писать-то не умел. Если уж в пятом классе так думают, то что ж тогда в девятом?

«У меня есть, конечно, какие-то секреты, я их скрываю. Я считаю, что нет ничего плохого в секретах, если они никак тебе не угрожают», — говорит Артемий Федоров.

Вопрос, конечно, в том, а кто готов поручиться, что угрозы нет? И ответ очевидный — никто. Но и это не значит, что чтение детской переписки — гарантия безопасности. Насчет чужих писем в школьной программе и с появлением смартфонов ничего не изменилось.

«Читать чужие письма и в наше время тоже неприлично. Другой вопрос — если родителей беспокоит резкая смена настроения, резкая смена поведения ребенка. Предположим, был ребенок активным, открытым и вдруг стал замкнутым. Учился на отлично, вдруг потеря мотивации к учебе — это, безусловно, серьезный сигнал. И одной из причин этому может служить общение в социальных сетях. Но прежде чем заглянуть в личную переписку ребенка, нужно, наверное, выстроить диалог с ним, поговорить. Ведь грань между заботой и желанием все контролировать очень тонкая», — говорит директор школы №1239 г. Москвы Наталья Симонова.

Глядя на современные школьные коридоры, кто-то из заботливых контролеров может прийти в ужас от обилия гаджетов в детских руках. Но а сами-то мы, как сейчас говорят, разве не залипаем перед экраном?

За высоким школьным забором жизнь, конечно, еще сложнее и многогранней. И что делать родителям, чтобы, с одной стороны, не утратить детское доверие, а с другой — не волноваться так сильно за путешествие своего чада в новом цифровом мире? Но ведь и реальный мир не стоит месте, так что в любой непонятной ситуации бывает полезно послушать мнение психолога.

«Нужно всегда смотреть на то, что родители действительно должны доверять своему ребенку и с ним договариваться. И одна из вещей, которую я, например, рекомендую в семейной терапии, когда люди приходят семьями с детьми, с подростками, — это заключать контракт и четко прописывать правила того, как ребенок должен взаимодействовать с социальными сетями и сколько времени он должен проводить в телефоне», — рассказала психолог Лена Фейгин.

По большому счету, говорят психологи, нет особой разницы между навыками общения с незнакомцами в реальном мире и в Сети. И, конечно, это миф, что родители не могут объяснить ребенку, как вести себя в виртуальном пространстве — интернет и смартфоны придумали вообще-то не дети. Взрослые сами загнали их в цифровую зависимость, и пришло время спохватиться.

«Современные социальные сети — это просто новый пульт для нового телевизора, и все. Но родители действительно мало уделяют внимания детям. И основная проблема не в том, что родители не владеют технологиями, а в том, что они на самом деле делегировали управление детьми или общение с детьми вот этому устройству. Сунул ребенку планшет с трех лет, и он тебя не беспокоит. Есть грустный такой вывод, что придется работать, придется заниматься ребенком. Те есть ребенка нужно просто вовлекать в реальную жизнь», — сказал эксперт в сфере информационных технологий Игорь Ашманов.

В помощь мамам и папам эксперты сейчас разрабатывают школьный курс цифровой гигиены для уроков ОБЖ, тех самых, где родителям когда-то рассказывали об опасности альфа-, бета- и гамма-излучения — это, конечно, тоже важно, но ядерный взрыв сейчас выглядит не столь актуальной проблемой, как подмена настоящего виртуальным.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей