В 14 американских штатах проходят внутрипартийные выборы
В США сегодня супервторник. Демократы и республиканцы проводят праймериз, то есть внутрипартийные выборы сразу в 14 штатах, в том числе в Калифорнии, Техасе, Колорадо, Алабаме. И если у республиканцев с кандидатом на предстоящих президентских выборах все более-менее понятно — баллотироваться опять будет Трамп, то у демократов единства нет.
Борьбу ведут сразу семь человек, в том числе бывший вице-президент Джо Байден, сенатор Берни Сандерс и экс-мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Битва за голоса из телеэфира перемещается в интернет.
Кандидаты в президенты США быстро смекнули: коронавирус — тема народная, и на ней можно заработать политические очки. Команда бывшего мэра Нью-Йорка запустила в интернете рекламу: дескать, спасти Америку от инфекции может только Майкл Блумберг.
«За 12 лет, что я был мэром, я справлялся с ураганами, блэкаутами, попытками терактов, вирусами и свиным гриппом. Я решаю проблему еще до того, как она возникла», — сказал Майкл Блумберг.
Что такое 400 миллионов долларов? На Украине, например, это — годовой бюджет Минздрава на закупку лекарств. В Грузии на эти деньги в 2020-м планируют отремонтировать дороги. А в США столько денег за пару месяцев потратил на рекламу лишь один из кандидатов в президенты — Майкл Блумберг.
В 30-секундных роликах — обо всем, от короновируса до стрельбы в школах. Современный избиратель не ходит на митинги, он с утра до ночи в телефоне.
«Большинство американцев формируют мнение о чем-либо или о ком-либо, основываясь на информации из социальных сетей. Так что цифровые имиджи кандидатов сейчас даже более важны, чем реальные», — отмечает бывший аналитик ЦРУ по IT-технологиям Эрик Коул.
Бюджеты на предвыборную интернет-кампанию в США бьют рекорды. Политтехнологов теснят так называемые юнфлюенсеры — лидеры мнений в социальных сетях с армиями подписчиков. Создать коллаж, вовремя поставить кандидату лайк — только за это тот же Блумберг готов платить 2,5 тысячи долларов в месяц. Расчет понятен: ведь в виртуальной реальности можно быть лучшей версией себя.
"Во время телевизионных дебатов Блумберг выглядит ужасно. Он явно не справляется с конкурентами. Но если вы посмотрите на его образ в социальных сетях, в многочисленных роликах, это как будто совсем другой человек! Интернет-версия Блумберга нравится американцам, и его рейтинг растет", — отмечает Эрик Коул.
«Я люблю Майка! Я хочу, чтобы он стал президентом!» — это избиратель видит в интернете. А тем временем на дебатах...
«Хочу поговорить о нашем сопернике — миллиардере, который называет женщин жирными телками и лесбиянками с лошадиными лицами. Нет, я говорю не о Дональде Трампе, я говорю о мэре Блумберге», — говорит Элизабет Уоррен, кандидат в президенты США.
В море дезинформации порой сложно вычленить истину. На это и расчет. Вопрос — чему верить — телевизору или интернету – каждый решает для себя сам. При этом мобильный интернет в США по популярности уже давно обгоняет телевизор.
«Я, вероятно, не стал бы президентом без социальных сетей, потому что пресса ко мне нечестна», — говорит Дональд Трамп.
Программист Брэд Парскeйл раньше создавал сайты для оружейных магазинов, а теперь он сам — главное оружие Трампа. В 2016-м цифровой гений — так его прозвали в Вашингтоне — бомбил по имиджу Клинтон шестью миллионами сообщений, которые разместил в Фейсбуке. Как и тогда, сейчас расчет на интернет-алгоритмы.
Если раньше кандидатам приходилось выкрикивать лозунги с трибуны, то сейчас микротаргетирование позволяет через социальные сети дотягиваться до миллионов избирателей и шептать на ухо каждому из них специально подогнанные под него послания.
Усилий меньше — результат выше. Это понял и 78-летний социалист Берни Сандерс.
«Берни Сандерс собирает больше денег, чем кто-либо еще, потому что он использует социальные медиа, чтобы общаться с избирателями. Я каждый день получаю имейлы с просьбой прислать ему два доллара 77 центов. Вот так теперь спонсируются кампании, а не с помощью миллионеров», — отмечает журналист Люси Комисар.
С миру по нитке — Сандерсу номинация. Именно он сейчас — главный кандидат от демократов в президенты. Джо Байден, чьи траты на рекламу намного скромнее, второй. Миллиардер Блумберг буквально наступает ему на пятки. Но к вечеру вторника расклад сил может измениться — сразу 14 американских штатов выбирают фаворита гонки.