Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
23 марта 2020, 21:12

Расследование программы «Время», почему медицинские маски пропадают с витрин или стоят дороже


Кирилл Клейменов

Что в связи с этим приходит на ум? Как всегда, одно и то же. Слово «кризис», которое в китайском языке состоит из двух иероглифов. Первый означает «опасность», а второй — «возможность». Но если с первым иероглифом все ясно, опасность, она очевидна, она для всех нас, а вот возможности, они какие и главное — кому? Но на каждый вопрос есть ответ. Надо только поискать. Константин Панюшкин уже, кажется, нашел.

Москва.

- В нашем районе нигде нет масок.

- Мы заказываем все время, но не привозят.

- Три дома, четыре аптеки, масок нет.

- У нас на первом этаже три аптеки, я хожу практически через день, утром и вечером, масок нигде нет.

- Я из Киргизии, маски оттуда. А здесь нигде нет. Где-то семь аптек прошел.

Та же картина в случайных аптеках случайно выбранного для съемок Челябинска.

- Масок нет.

- Три недели как нет.

Теперь журналисты звонят в первую попавшуюся аптеку города Сочи.

- Ну, мы каждый день ждем, что привезут, но пока вот неделю не прислали. По-моему, по всей стране одинаково.

Все это не похоже на ситуацию с гречкой, макаронами и консервами, которые магазины просто не успевали расставлять по полкам. Сколько бы журналисты ни обежали столичных аптек, нигде масок нет. Но значит ли это, что они в принципе исчезли? Конечно, нет. Вот одна, куплена в газетном киоске за 75 рублей. Однослойная, толку от нее вообще никакого. Но маски продаются и в интернете. Трехслойные, медицинские, и там они продаются тысячами и даже миллионами штук!

Группа в Telegram для покупателей и продавцов. Теперь они здесь, после того как торговлю масками прикрыли «Юла» и «Авито». Журналисты звонят человеку, который готов купить пять миллионов масок по 24 рубля. По каким магазинам он их развезет?

- Скажем так, это все дальше продается; мы всего лишь компания, которая спекулирует на этом.

Журналисты спрашивают, куда денет товар, еще одного покупателя масок.

- У меня есть знакомые, которые готовы купить их. Куда они дальше девают их, мне без разницы.

Поговорили и с продавцами. Журналисты звонят в Петербург. Мелкий опт — несколько тысяч масок по 35 рублей штука.

- Я не знаю, сколько осталось, надо посчитать. Но пять точно, примерно. Вот сейчас только что забрали 1,5 тысячи, но это 2,5 коробки.

Еще один продавец. Журналистов интересует, где находятся крупные оптовые склады и какие там цены на маски?

- Со склада я не знаю как забрать, туда не добраться никак, там через посредника, он никак не выдает, где их склад находится; там официально никто ничего не продает.

Теперь Владивосток. Мужчина продает пять миллионов масок по 26 рублей. Пока дозванивались, оказалось: почти вся партия уже выкуплена. Чувствуя неопытность в этом бизнесе, продавец предупреждает: «По Москве много этих беспредельщиков. Я в одной группе отписался, что нападения были. Налетают на фуры большие и отжимают маски, и с деньгами когда люди приезжают, тоже делают засады и отбирают деньги».

Проверить информацию о нападениях не удалось. Но вот какие условия предлагают крупные продавцы масок в столице. Речь идет о закупке миллиона штук.

- Скажу коротко, как все происходит: вы доказываете наличие денег, а мы — товара и документов. После мы встречаемся и ждем фуру с масками, везут с области.

Становится ясно, что какое-то количество масок на рынке есть, но понятно, почему их нет в аптеках.

- Ну, потому что приходит прокуратура с проверками, спрашивает, почему аптека продает маски с большими наценками, и многие аптечные сети простоя сняли их с продажи.

После кратковременного роста цен в феврале аптеки давно восстановили докоронавирусные низкие цены на маски. Но в условиях ажиотажа и дефицита масок сейчас закупить товар у оптовиков по приемлемой цене невозможно. Спекулянты продают одну маску по цене целой пачки в аптеке.

«Ну, где-то 26-27 рублей за пять штук было; реальная цена где-то около пяти-шести рублей одной штучки», — говорит сотрудник аптеки.

Но вот за пределами аптек прочим предпринимателям никто не запрещает продавать маски по 50-100 рублей за штуку.

- Ну, в обычном магазине купила, 100 рублей за две штучки.

Справедливости ради: местами и в аптеках маски удается найти. Вот таксист сегодня показывает то, что купил буквально на днях. Свои запасы масок продемонстрировали больницы в Петербурге, Новгороде и Воронеже. Журналисты посмотрели, как производства в разы наращивают мощности, как, например, во Владимире.

- Мы в последнее время за последние месяцы увеличили производство масок в пять раз. С двух тысяч в сутки до 10.

В Уфе и вовсе целый завод перепрофилировали под выпуск масок. Раньше здесь производили товары для новорожденных.

- Мы нормально отнеслись, если стране надо, то надо выполнить; скорость нарабатываем, потихонечку увеличиваем, сейчас три тысячи в день, планируем до 10 тысяч.

И все равно для всех желающих масок пока недостаточно. Так что врачи напоминают: маски в первую очередь нужны не тем, кто здоров, а тем, кто заболел, чтобы не заразить остальных.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей