Ушел из жизни талантливый драматург, сценарист, писатель Леонид Зорин
Его пьесы сразу становились любимыми, фильмы по его сценариям вошли в Золотой фонд отечественного кино — «Покровские ворота», «Царская охота» — их пересматривают и будут пересматривать. А Леонид Генрихович замечал каждую деталь, очень точно пользовался словом, и сколько крылатых фраз мы повторяем благодаря ему — и не сосчитать.
Его пьесы ставили в главных театрах страны, а фильмы по его произведениям становились культовыми. Придуманные им тексты уходили в народ, да так прочно, что многие даже и не знали, что автором таких любимых нами фраз был Леонид Зорин.
Он начал писать совсем ребенком. В девять лет в родном Баку вышел его первый сборник стихотворений. Стихи юного автора даже пришлись по вкусу самому Горькому. В 17 лет Зорин уже член Союза писателей. А в 23 года — дебютировал в качестве драматурга в Москве в Малом театре.
«Вообще я приглядчивый; очевидно, необходимо иметь это качество, если занимаешься литературой, и тем более если пишешь пьесы и сценарии; прислушивался, кое-что записывал, кое-что придумывал, ухо у меня неплохое», — рассказывал писатель.
Впрочем, творческая судьба Леонида Зорина складывалась драматично и даже трагично. В его работах находили политические аллюзии и прямую сатиру на хрущевскую эпоху, но он продолжал писать. О том, что его волновало, о перерождении власти, о том, как иногда время уничтожало людей.
«Я был автором пьесы «Гости», которая вызвала сильный гнев властей, и она мне дорого обошлась, прошлось много повалятся в больницах», — вспоминал Леонид Зорин.
Когда во МХАТе задумали ставить «Медную бабушку» Зорина, в театр прибыла выездная сессия во главе с Фурцевой. Тогда Пушкина в этой постановке мечтал сыграть Ролан Быков, он специально сел на диету и сильно похудел всего за одну неделю.
Однако министр культуры пришла к выводу, что Быков на эту роль не подходит и даже назвала Быкова уродом. Позже худрук МХАТа Олег Ефремов все же выпустил спектакль и сам сыграл в нем поэта.
Зорин болезненно переживал эти события. В газетах его обвиняли в клевете, а у режиссеров пытавшихся его поставить безжалостно отнимали театры. Но в сердцах людей его честные неискусственные сюжеты непременно находили отклик. «Царская Охота», «Римская Комедия», «Варшавская мелодия», которую кстати до сих можно увидеть не только на российских театральных подмостках, но и за границей: в Нью-Йорке, Лондоне, Париже.
«Слово рождается, если верно чувствуешь образ, иногда впечатление зарождается в пальцах, я всю жизнь работаю такой шариковой ручкой, никаких машинок, не печатаю», _ признался писатель.
А еще он никогда не вмешивался в работу режиссера, Зорин считал, что каждый должен заниматься своей профессией. И только один лишь раз он давал советы Михаилу Козакову при выборе актера на роль Костика, слишком дорог ему был этот образ, ведь Меньшиков в «Покровских воротах» играл по сути самого Леонида Зорина.
«Пьеса ностальгическая была, она автобиографическая была, подобно своему герою Костику, я приехал в Москву из южного города Баку, жил в коммуналке, в которой был длинный коридор, огромное количество комнат и жильцов и сундук перед телефоном в коридоре. Я занимался всю жизнь тем трудом, который мне доставлял громадное интеллектуальное наслаждение, я занимался каждый день любимым делом, а человек, который занимается любимым делом, это счастливый человек», — отмечал писатель.