Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
8 апреля 2020, 21:50

Спецпроект к 75-й годовщине Победы: улица Сыртлановой в Казани

 

Кирилл Клейменов


«Все преходяще, а музыка вечна» — бессмертная цитата из фильма на все времена «В бой идут одни старики». Какое 9 мая без кино про вторую, «поющую», эскадрилью и женский полк на бомбардировщиках из фанеры и с двигателями, мощностью как у современных малолитражек?!

А мы узнали реальную историю женщины, ставшей героем Советского Союза как раз на таком самолетике. Уверен, эту историю большинство из вас не знает. Как не знают ее даже те, кто живет в Казани, на улице, названной в честь легендарной летчицы. Самое время узнать прямо сейчас. 

Звезда Героя Магубы Сыртлановой почти полвека хранится в музее. Награда, которую военная летчица надевала редко. Разве что для обложки популярного в 60-е казанского женского журнала «Азат хатын». В наградном документе несколько листов с описанием ее подвигов — 780 боевых вылетов, тысячи тонн сброшенных бомб.

«В ночь на 26 марта 1945 года уничтожила скопление войск противника в районе Данцига. Несмотря на сильный огонь противника, экипаж умело отыскивал цель и проводил бомбометание. За ночь было произведено восемь боевых самолетовылетов», — рассказала главный документовед  Центрального архива Министерства обороны РФ Виктория Каяева.

Была бы возможность — она бы вообще не садилась. Если Магуба Сыртланова, или просто Марта, как ее называли однополчане, не видела взрыва на земле после сброшенной бомбы, летела снова, пока не выполнит боевую задачу.

«Представьте: самолет (110 лошадиных сил мотор) поднимается на высоту 3800 м, скорость 130-150 км в час, фанерный. Они вылетали ночью, бомбили», — рассказывает старший научный сотрудник отдела спецхранения Национального музея Республики Татарстан Альфира Сунгатуллина.

По-2 — самолеты-невидимки. Легкие, маневренные и бесшумные. Такая машина могла лететь очень низко — так выше точность попадания, но и уязвимость больше. Летчик, сбросив бомбу, должен максимально быстро набрать высоту и умчаться прочь. Сослуживцы говорили, Сыртлановой в этом не было равных. Еще до войны, в Тбилиси, во время работы инструктором в авиаклубе, она, выполняя фигуры высшего пилотажа, не раз удивляла опытных летчиков.

«Слушай, Сыртланова, в горном ауле джигитов много, но лучше всех пляшет лезгинку один. Сегодня самолет в твоих руках плясал лезгинку в воздухе», - говорил председатель Осоавиахима Грузии Г. Хацрынов.

В 1942-м в Сыртланова попала в 46-м гвардейский таманский полк. Тот самый, летчиц которого немцы со страхом называли «ночными ведьмами».

46-й таманский гвардейский полк был исключительно женским. То есть летчики, штурманы и механики были девушки. На аэродроме они носили форму. Куртку и брюки сохранились следы масла. Конечно, никакого деления тогда на мужскую и женскую форму не было. Поэтому такая одежда на 18-летних хрупких девушках смотрелась мешковато.

Марта перед самым началом войны. Тяжелый кожаный плащ, военный китель. На обороте надпись: «Дорогой мамочке, желаю долгой и спокойной жизни». Мама получала редкие весточки с фронта. О том, что летали ночью, дочь не писала. В личных сохранившихся записях о войне есть лишь короткие фразы. Всю войну она вела дневник. он находится в обычной тетрадке.

«Типичный дневник молодой женщины. Здесь стихотворения. Здесь фамилия членов экипажа, погибших однополчан, можем прочесть: Погутина, Каширина, Рогова, Сухорукова», — рассказывает старший научный сотрудник отдела изобразительных и письменных источников Национального музея РТ Эльмира Самакаева.

В битве за Севастополь она и сама чуть не погибла. Ночью ее самолет, сбросив все бомбы, был обнаружен, и машину подбили. Сыртланова решила сымитировать падение и уйти от немцев. Ее действия решительны: во что бы то ни стало выжить и посадить машину, дотянуть до своих.

«Я заложила самолет в правое скольжение, потом в левое скольжение. Курс мне дали, штурман дала, — строго на Азовское море. И с потерей высоты, еле-еле, на оборотах 1300, мы вышли на море. Мы получили ответный сигнал с земли. То есть точное нахождение этого пятачка надо было определить. И вот по этой красной ракете с земли мы буквально упали на этот пятачок. Так были рады, и тут же заглох мотор. И мы были так рады, что мы на земле находимся, у своих, не на чужой территории, не на территории, занятой противником, а именно на своем пятачке родной земле. Вылезли из самолета и с штурманом обнялись, что мы живы остались», — рассказывала Магуба Сыртланова.

Звание героя Советского Союза Магубе Сыртлановой присвоили в конце войны. Документ о награждении лично подписал маршал Рокоссовский.

«Ощущение весомости этой награды осталось с самого детства. Звезда еще была теплая и такая увесистая, потому что это мамина, наверное», — говорит Светлана Шафигуллина, дочь Магубы Сыртлановой.

В октябре 1945-го знаменитый женский полк расформировали. Отважные летчицы расстаются и пишут друг другу пожелания. Судя по обращениям, как они обращаются друг к другу, отношения действительно были теплые. Пишут: «Дорогая Марта», «Родная Марта». Они вроде бы рады, что война закончилась, но грустят, что расстаются.

В Казани, где знаменитая летчица прожила всю послевоенную жизнь, ее именем названа школа и улица. Каждый день люди, читая эти вывески, вспоминают своего героя.

«Когда я слышу это название, конечно, сердце трепещет, вздрагивает. Страшно горда и хочу, чтобы все знали, это моя мама», — сказала Светлана Шафигуллина.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей