Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
13 мая 2020, 18:00

Владимир Путин провел совещание по вопросам поддержки авиационной промышленности и авиаперевозок

Вернуть в строй российскую авиацию призваны решения, направленные конкретно на эту сферу. О них сегодня говорил президент.

Коронавирус «подрезал крылья» отрасли, в которой по всему миру заняты миллионы людей. Российские заводы и авиакомпании не исключение. Стимулирование внутренних перевозок и лизинга возымеют мощный эффект, но только, если все меры будут реализованы в нужные сроки и полностью. А это, по словам Владимира Путина, происходит не всегда. Пробелы есть даже при исполнении поручений, направленных на самые чувствительные сферы.

Путин начинает совещание с критики исполнения президентских поручений: «11 числа после достаточно серьезной проработки с правительством, с администрацией я предложил целый набор мер, связанных с поддержкой и граждан, наших людей, и бизнеса. Свыше миллиона на следующий день поступило заявок на портал госуслуг от людей, которые рассчитывают получить единовременную помощь в размере десяти тысяч рублей на каждого ребенка в семье до 15 лет включительно. И портал "Госуслуги" не справился с этим объемом обращений».

В целом работа портала уже восстановлена, но, в частности, запросить новую выплату на ребенка до сих пор технически невозможно. Вот и обещанные медикам бонусы за риск по-прежнему дошли не до всех.

«К сожалению, не во всех далеко не во всех регионах эти выплаты состоялись. Сейчас уже только в двух или в трех нет этих выплат. Стоило обратить на это внимание и, пожалуйста, работа закипела, но почему нельзя это сделать сразу. Я прошу вас обратить внимание на исполнительскую дисциплину», — сказал Владимир Путин.

Специально для некоторых Путину приходится повторять в очередной раз: «Для бюджета ситуация непростая, имея в виду падение цен на наши традиционные экспортные товары, на нефть, на другие энергоносители, цены упали, доходы бюджета существенно сократились, а мы тем не менее изыскиваем источники для того, чтобы поддержать и наших граждан, и экономику в целом, отдельные отрасли, отдельные предприятия. Если мы это делаем, то тогда нужно доводить все до конца, иначе результата, которого мы ожидаем и которого люди ожидают от нас, достигнуто не будет».

А теперь что касается авиаотрасли. Вот сегодняшний аэропорт «Шереметьево». Уже давно никаких очередей на регистрацию. Международные рейсы практически отсутствуют. Объем внутренних — сократился на 85%.

Международная ассоциация воздушного транспорта рекомендует пассажирам и кабинному экипажу надевать маски. Социальное дистанцирование не обязательно, и западные авиакомпании от него отказались. В противном случае стоимость билетов пришлось бы поднять на 50%. И это притом что рейсы и так вылетают полупустыми. Для поддержки отрасли в России уже приняты решения выделить авиакомпаниям на зарплаты и текущие расходы более 23 миллиардов рублей, аэропортам — почти что 11 миллиардов.

«И конечно, в текущей ситуации необходимо поддержать базу отрасли, а именно предприятия авиастроения, дать загрузку этому сложному, по многим параметрам уникальному производству, — сказал президент. — Россия в числе тех, кстати, немногих стран мира, которые способны выпускать всю линейку военных и гражданских самолетов и вертолетов. Это реальное огромное конкурентное преимущество».

Так, несмотря на кризис, продолжаются летные испытания нового российского среднемагистрального гражданского лайнера МС-21.

Теперь, когда билеты продаются на одни только региональные рейсы, по понятным причинам широкофюзеляжные гиганты простаивают. Востребованы самолеты поменьше. Так, например, в условиях пандемии мексиканская компания «Интерджет» приземлила весь свой флот, за исключением «Суперджетов». 

Что касается России. Еще в минувшем декабре президент поручил создать новую авиакомпанию для перевозок на Дальнем Востоке с полностью отечественным флотом.

Сегодня Путин предлагает дополнительно упростить и удешевить закупки российских самолетов: «Запустить новую программу поддержки лизинга, эксплуатации российских воздушных судов. Для этого на 2020–2021 годы предоставить лизинговым компаниям государственные гарантии, а также выделить субсидии для снижения стоимости летного часа российских самолетов. По оценкам, такая программа только за два первых года позволит обеспечить выпуск 59 новых гражданских самолетов на наших заводах».

Кроме того плановые покупки авиации предстоящих лет в рамках нацпроектов и госпрограмм перенесут на этот год.

«Предлагаю сдвинуть их, что называется, влево по графику, осуществить опережающим образом, для того чтобы обеспечить загрузкой наши предприятия именно сейчас, в трудное для них время. Речь в том числе идет о 66 вертолетах в рамках программы развития санитарной авиации. Уверен, более ранняя поставка такой техники будет как никогда к месту. Важно подключить и ресурсы компаний с государственным участием. Знаю, что, например, "Почте России" в ближайшие годы будет необходимо модернизировать свой грузовой флот», отметил Владимир Путин.

Еще одно решение — увеличить федеральное субсидирование региональных перевозок, на которые ежегодно и так выделяется порядка восьми миллиардов рублей.

«Надо внимательно посмотреть, есть ли возможности по увеличению программы. Кроме того, нужно донастроить этот механизм, сделать так, чтобы поддержка в приоритетном порядке оказывалась тем маршрутом, где эксплуатируются российские самолеты», — отметил президент.

Другие потенциальные меры поддержки авиаотрасли обсуждались в закрытой части совещания. 

Читайте также: