Из реалий весны 2020 года — работа на «удаленке»
События 2020-го меняют мир и отношения между сотрудниками и нанимателями. В известной формуле «дом — работа, работа — дом» один компонент уже не отличить от другого. Даже на мелких производствах работу берут домой. А уж те компании, деятельность которых напрямую не связана с запуском конвейера, и подавно поняли: «удаленка» — это не временное неудобство, а долгосрочное преимущество. Как выяснилось, в родной обстановке люди работают эффективнее, а усилий прикладывают меньше. Удобно всем.
В этом здании недалеко от Садового кольца еще в марте работали больше 70 человек. Штаб-квартира крупной медицинской онлайн-платформы, которую используют полмиллиона российских врачей. Но с началом пандемии основатель компании Станислав Сажин решил навсегда избавиться от офиса.
«Мы компьютеры раздали сотрудникам на дом. А все остальное мы упаковали, отвезли на склад, и все. Часть цветов из офиса привезли мне», — рассказал он.
Экономия — два миллиона рублей ежемесячно. Вот только за сотрудников первое время переживал — как покажут себя на «удаленке».
«Внезапно для меня открылось чудо. Сотрудники стали работать лучше и, как не странно, больше», — говорит генеральный директор медицинской онлайн-платформы Станислав Сажин.
Эффективность работы выросла в полтора раза. Откуда такие чудеса производительности, знает Елена Цыплухина, она руководит редакционными проектами. У нее и супруг на «удаленке». Дома в работу погружаются с головой. В небольшой московской двушке организовать полноценный офис для двоих сложно. Но возвращаться в жесткие офисные рамки Елена теперь не хочет.
«Не тратится время на дорогу. Час в офис и обратно — два часа экономии в день. А представьте, сколько за год! Это время можно потратить на себя, на семью», — говорит руководитель редакционных проектов медицинского портала Елена Цыплухина.
Сегодня же компания «Твиттер» разрешила сотрудникам и после окончания пандемии не возвращаться в офис. Спрос на IT-специалистов для обустройства «удаленки» растет и в России, а в офисных пространствах оборудуют виртуальные рабочие места.
«Человек, находясь дома, через ноутбук или телевизор может подключиться к удаленному рабочему столу, где есть привычные программы, и выполнять свои обязанности», — говорит директор по развитию коворкинга Олег Рыжков.
Но одно дело — IT-технологии, другое— реальные производства. Хлеб ведь на «удаленке» не испечешь. Хотя в Москве научили золотые руки блестяще справляться на расстоянии. Ювелирные украшения вместо одного цеха делают на домашних мини-мануфактурах.
Такое сложно было раньше представить: онлайн-утренники, дни рождения, воспитатель или учитель на «удаленке». Технические возможности были, просто в нынешних условиях они стали порой единственным мостом между людьми. То, что было мерой вынужденной, входит в привычку. И желание работать на кухне, в халате и тапочках, может навсегда изменить рынок труда.
Рекрутинговые агентства провели исследования, опросив несколько тысяч человек. Оказалось, вернуться в родной офис стремится только половина опрошенных. Треть сотрудников готова совмещать это с «удаленкой». А 20% настолько понравилось работать из дома, что возвращаться к прежним условиям они не готовы. Для работодателей плюс. Эксперты ведь не раз рассказывали, сколько рабочего времени сотрудники тратят на бесконечные перерывы на кофе, перекуры, болтовню с коллегами, встречи и просиживание в соцсетях.
Вот и Людмила из Челябинска эффективно продает мебель, не вставая со своего дивана. В этом нон-стопе вскрылась опасность, с которой столкнулись все, кто сейчас на «удаленке».
«Кнопочки переключения нет. Нужно постоянно быть на телефоне, на скайпе. Может и в 12 ночи мне клиент иногда написать», — говорит менеджер по продаже мебели Людмила Сиври.
Когда свободное время потратить просто некуда и работа — дом родной, легко перегореть. Анастасия Прокофьева руководит строительными проектами и мечтает поскорее влиться обратно в коллектив. А пока что напоминает себе — работа не волк.
«Волевым усилием. Просто пересмотрела режим, попросила, чтобы звонки рабочие все делались до семи вечера», — говорит Анастасия Прокофьева.
Как изменится рынок после пандемии, директор по маркетингу столичного рекрутингового агентства изучает, что называется, на себе. В прежний ритм, говорит Ксения Курникова, возвращаться придется постепенно. И кроме роста спроса на доставку, ремонт, индустрию красоты, прогнозирует глобальный сдвиг.
«Часть процессов вернется, как и было раньше. Но, безусловно, часть процессов будут заново менять наше будущее рабочее пространство. Границы перестанут быть такими далекими, расстояния перестанут быть такими большими», — сказала директор по маркетингу рекрутингового агентства Ксения Курникова.
Останется только разобраться с нюансами, которые чаще всего отвлекают на домашнем рабочем месте. Телевизор, соцсети, холодильник и, пожалуй, самый важный фактор полной остановки рабочего процесса — дети.