Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
13 мая 2020, 21:00

Как быстрее вернуть к жизни российскую авиацию, решали на совещании у президента

 

Кирилл Клейменов

Наш президент сегодня занимался проблемами авиации. И тут выяснилось, что даже, казалось, незыблемые старые истины рассыпаются в прах, когда за окном такое. Я пока про эпидемию, а не про погоду. Про погоду тоже будет, но позже. А пока вот о чем — ясно, что максима «первым делом самолеты» не устояла даже на специальном совещании про самолеты. Первым делом оказались не они — гордые железные птицы. А мы с вами — простые люди, которым не то что летать — ходить пока по улицам, где хочется, без разрешения толком нельзя. И тем не менее мы оказались первее. Можете сами убедиться.

Об авиации позже. Путин начинает совещание с того, как исполняются уже данные им поручения: «11 числа я предложил целый набор мер, связанных с поддержкой и граждан, наших людей, и бизнеса. Свыше миллиона на следующий день поступило заявок на портал госуслуг от людей, которые рассчитывают получить единовременную помощь в размере десяти тысяч рублей на каждого ребенка в семье до 15 лет включительно. И портал "Госуслуги" не справился с этим объемом обращений».

Нагрузка на портал выросла в 10 раз. Сегодня он третий день работал с перебоями. Далее про обещанные медикам бонусы за риск: «К сожалению, не во всех далеко не во всех регионах эти выплаты состоялись. Сейчас уже только в двух или в трех нет этих выплат. Стоило обратить на это внимание и, пожалуйста, работа закипела, но почему нельзя это сделать сразу. Я прошу вас обратить внимание на исполнительскую дисциплину».

Сегодня президент воздержался от напоминания о личной ответственности чиновников.

«Доходы бюджета существенно сократились, а мы тем не менее изыскиваем источники для того, чтобы поддержать и наших граждан, и экономику в целом, отдельные отрасли, отдельные предприятия. Если мы это делаем, то тогда нужно доводить все до конца, иначе результата, которого мы ожидаем и которого люди ожидают от нас, достигнуто не будет», — заявил Владимир Путин.

А теперь что касается авиаотрасли. Вот, например, сегодняшний аэропорт «Шереметьево». Пассажиры в масках практически без исключений. У кого нет — пожалуйста: 350 рублей за пять штук, то есть маски по 70. И еще новый сервис — дезинфекция багажа за 200 рублей.

Во всем сегменте перевозок авиации сложнее всего. Уже давно  никаких очередей на регистрацию. Международных рейсов практически нет. Объем внутренних сократился на 85%.

Международная ассоциация воздушного транспорта рекомендует пассажирам и кабинному экипажу надевать маски. Социальное дистанцирование не обязательно, и западные авиакомпании от него отказались. В противном случае стоимость билетов пришлось бы поднять на 50%. А ведь они и так продаются значительно хуже, чем до пандемии. 

В России для поддержки отрасли уже приняты решения выделить авиакомпаниям на зарплаты и текущие расходы более 23 миллиардов рублей, аэропортам — почти что 11 миллиардов.

«Конечно, в текущей ситуации необходимо поддержать базу отрасли, а именно предприятия авиастроения, дать загрузку этому сложному, по многим параметрам уникальному производству, — сказал президент. — Россия в числе тех, кстати, немногих стран мира, которые способны выпускать всю линейку военных и гражданских самолетов и вертолетов. Это реальное огромное конкурентное преимущество».

Так, несмотря на кризис, продолжаются летные испытания нового российского среднемагистрального гражданского лайнера МС-21. Теперь, когда билеты продаются на одни только региональные рейсы, по понятным причинам широкофюзеляжные гиганты простаивают. На этом фоне появляются новые перспективы у средних и небольших самолетов, и в том числе российского «Суперджета». Так, например, в условиях пандемии мексиканская компания «Интерджет» приземлила весь свой флот за исключением «Суперджетов».

А в России еще в минувшем декабре президент поручил создать новую авиакомпанию для перевозок на Дальнем Востоке с полностью отечественным флотом. Сегодня Путин предложил дополнительно упростить и удешевить закупки российских самолетов: «Запустить новую программу поддержки лизинга, эксплуатации российских воздушных судов. Для этого на 2020–2021 годы предоставить лизинговым компаниям государственные гарантии, а также выделить субсидии для снижения стоимости летного часа российских самолетов. По оценкам, такая программа только за два первых года позволит обеспечить выпуск 59 новых гражданских самолетов на наших заводах».

Кроме того. плановые покупки авиации предстоящих лет в рамках нацпроектов и госпрограмм перенесут на этот год.

«Предлагаю сдвинуть их, что называется, влево по графику, осуществить опережающим образом, для того чтобы обеспечить загрузкой наши предприятия именно сейчас, в трудное для них время. Речь в том числе идет о 66 вертолетах в рамках программы развития санитарной авиации. Уверен, более ранняя поставка такой техники будет как никогда к месту. Важно подключить и ресурсы компаний с государственным участием. Знаю, что, например, "Почте России" в ближайшие годы будет необходимо модернизировать свой грузовой флот», — сказал Владимир Путин.

Еще одно решение — увеличить федеральное субсидирование региональных перевозок, на которые ежегодно и так выделяется порядка восьми миллиардов рублей.

«Надо внимательно посмотреть, есть ли возможности по увеличению программы. Кроме того, нужно донастроить этот механизм, сделать так, чтобы поддержка в приоритетном порядке оказывалась тем маршрутом, где эксплуатируются российские самолеты», — отметил президент.

Другие потенциальные меры поддержки авиаотрасли обсуждались в закрытой части совещания. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей