Экспозиция в музее Анатолия Зверева погружает посетителей в мир русского авангарда
Два гения — коллекционер и художник. Две суперспособности — видеть талант и смотреть на мир так, как никто иной. В музее Анатолия Зверева — масштабная выставка работ из собрания Георгия Костаки, и это полное погружение в мир русского авангарда.
«Моя коллекция меня сделала», — говорил Георгий Костаки. А он, в свою очередь, «сделал» судьбы многим неизвестным и непризнанным на тот момент художникам. Грек Костаки, родившийся в России, работал шофером в посольствах западных стран, возил дипломатов в антикварные лавки, и сам загорелся собирательством, да так, что собрал самую крупную в мире коллекцию русских авангардистов: Малевич, Кандинский, Родченко.
«У него была мечта, он хотел, чтобы его коллекция была показана в отдельном музее современного искусства. В некоторой степени все, что вы видите здесь, это мини-модель маленького музея, в котором представлены все его замечательные шедевры», — отмечает куратор выставки «выбор Костаки» Полина Лобачевская.
В новом проекте музея Анатолия Зверева пытаются разгадать тайну уникальной способности Костаки увидеть талант, например, в молодом парне, красящем заборы в Сокольниках. Этим парнем и был Зверев.
«Дочь Костаки подарила музею более 600 работ Анатолия Зверева, и вот эти четыре работы долгие годы находились в Греции, в 2013 году они вернулись в Россию. Мы открываем выставку «Выбор Костаки» в условиях жестких ограничений, мы вводим систему сеансов и жесткое ограничение по количеству сеансов не более 15 человек за сеанс», — рассказывает директор музея Анатолия Зверева Наталия Опалева.
Первого экспрессиониста Советского Союза Анатолия Зверева не признавали, ведь он нарушил все правила и каноны живописи. Костаки же был без ума от этой стихийной игры красок. Олега Целкова Костаки разглядел, когда тот еще подражал Малевичу. А работы Любови Поповой в буквальном смысле отдирал со стен сарая ее внука. Бесценными картинами тот забил окно.
Шедевры первого русского авангарда. В мультимедиа-инсталляции, созданной специально для этой выставки, их разбирают на детали и компоненты, чтобы даже сегодняшним зрителям с так называемым клиповым мышлением сразу стало понятно, о чем думали величайшие мастера XX века.
И даже на фоне компьютерной графики картины с более чем полувековой историей не проигрывают в красочности. Еще бы, ведь Франциско Инфанте, к примеру, изучал свойства цвета и света, поэтому его работы буквально слепят глаза, как неоновые лампы. В своем желании заполучить эти непризнанные современниками полотна Костаки без малого предсказал их будущее и мировую славу. Большую часть своей коллекции он подарил Третьяковской галерее. И некоторые из жемчужин этой коллекции тоже можно увидеть на выставке.