В России могут ужесточить ответственность владельцев электросамокатов, которые провоцируют аварии
С ослаблением пандемии на наших дорогах все больше электроскутеров. Такой вот безобидный самокатик. Многие даже не понимают, где у него моторчик, батарея. Современные технологии. Благодаря им же скорость у такой игрушки сопоставима с автомобильной.
И как следствие, больше аварий с их участием. А ведь пока те, кто ими управляет, по закону считаются пешеходами. Значит, и ответственность за опасное поведение на дороге другая. Минтранс уже внес предложения по поправкам в правила дорожного движения, которые должны дисциплинировать таких водителей.
«Я не среагировала, я его не видела — самокат бесшумный. И когда я уже повернулась, он просто моего ребенка снес», — рассказывает Алина Гусейнова.
Дальше вызвали скорую помощь, у полуторагодовалого Демьяна были ушибы. Обошлось сравнительно легко. Мальчика выписали из больницы через 10 дней. Но где гарантия, что это не повторится на следующей прогулке?
«Мы живем возле парка и гуляем каждый день, и это каждый раз стресс. Очень много раз, когда я детей просто вылавливала из-под колес самокатов или велосипедов», — рассказывает женщина.
На спидометре под 30, но почему бы не показать свою лихость, распугивая прохожих? Ведь по действующим правилам те, кто ездит самокатах, моноколесах и гироскутерах, тоже пешеходы. Значит, им можно и на тротуар, и в парк, и скорость сбавлять не обязательно.
На дорогу, правда, нельзя, но кто ж остановит самокатчика, который может выжать и 60, и даже 90? Парадокс, но вот это ЧП в центре Перми, по правилам трактуется так: пешеход на огромной скорости переходил улицу в неустановленном месте и врезался в машину. А вот еще один такой «пешеход» без шлема смело рассекает на моноколесе прямо по проезжей части.
«Когда все разрешено, значит, можно делать все, что угодно. И ограничивать самых таких отчаянных, конечно, хотелось бы. Мне совершенно не хочется наехать на такого человека за рулем», — отмечает директор по развитию компании по прокату самокатов Сергей Писаренко.
Сергей Писаренко — совладелец фирмы по прокату самокатов — за то, чтобы в игре, где все больше участников, наконец появились адекватные правила. Защитить нужно и пешеходов, и автомобилистов, и самокатчиков, считают в общественном движении «Малый электротранспорт России».
«Когда люди приходили к нам в магазин, они спрашивали: «Скажите нам, пожалуйста, никто не может ответить, мы кто на дороге — пешеходы или скутеры?» А мы им ничего не смогли сказать. Поэтому мы и инициировали создание этого общественного движения, которое помогло им определиться», — говорит руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России» Александр Осипов.
Минтранс уже внес на рассмотрение поправки в ПДД. Самокаты — обыкновенные и электрические, моноколеса и гироскутеры назовут «средствами индивидуальной мобильности». Это будет еще одна — пятая категория участников дорожного движения. Появится разграничение на зоны и возрасты.
Вы старше 14, у вас электросамокат или гироскутер? Тогда добро пожаловать на велодорожку. Там, где ее нет, никто не запретит двигаться по тротуарам. Но здесь — скорость не больше 20 километров в час. Есть места, где ни велодорожек, ни тротуаров. Тогда выезжаем на обочину дороги.
Самокаты и другие компактные средства передвижения сейчас на пике моды. У некоторых российских магазинов во время пандемии продажи выросли до 70%! Все сложилось — опустевшие улицы, нежелание людей ездить в общественном транспорте, огромная популярность доставки.
В Европе тоже электробум. В столице Франции закрыли для движения автомобилей знаменитую улицу Риволи. Эксперимент мэра Парижа вызвал восторг у «зеленых» и превратил оживленную магистраль в царство велосипедов и самокатов. При этом в Европе действуют строгие правила. В той же Франции штраф за превышение скорости до 1,5 тысяч евро! В Германии — обязательная регистрация электросамокатов с получением номерных знаков.
В России пока речь об этом не идет. Но уже есть мнение, что мощные самокаты можно будет приравнять к мопедам и мотоциклам.
Но это, говорят в Минтрансе, уже следующий вопрос. Пока главное — законодательно отделить настоящих пешеходов от тех, кто предпочитает двигаться по тротуарам не на своих двоих.