Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
23 июля 2020, 21:00

Штурмовик Ил-2 откроет воздушную часть парада в Петербурге в День ВМФ

Кто пойдет первым в парадном строю? До начала грандиозного зрелища остаются считанные часы. Российский флот на День ВМФ 26 июля предстанет во всей красе и всеоружии. И чтобы праздник был незабываемым, команда Первого делает все возможное и невозможное.

Крылатая память Победы — Ил-2. Он поведет за собой всю остальную колонну морской авиации, как когда-то во время войны. И у него незалатанная пробоина на фюзеляже — оставили на память при реставрации. В послужном списке подвиг летчиков, и он тогда долетел, в далеком 1943-м, хотя был изрешечен из пулемета во время боя, и сейчас не подкачает.

В боевом камуфляже на фоне деревьев его не сразу и заметишь. Но это самое почетное место — в начале взлетной полосы. Так будет и на параде – «ветеран» Ил-2 возглавит воздушный строй над Невой.

«Я думаю, если на него повесить настоящее боевое вооружение, он может неплохо себя показать, потому что настоящий штурмовик. У него крейсерская скорость — 320 км/ч, это по современным меркам неплохо», — говорит летчик-испытатель, директор СибНИИ им. Чаплыгина Владимир Барсук.

Самый массовый боевой самолет за всю историю авиации, этот штурмовик, пожалуй, единственный на ходу, или, как говорят летчики, на крыле. Есть за рубежом еще один летающий экземпляр, но тот по большей части из новых деталей. А наш практически целиком подлинный.

«Сама конструкция, бронекорпус, вся родная, стойки шасси родные, только цилиндры новые», — говорит президент фонда «Крылатая память Победы» Борис Осятинский.

Это самолет лейтенанта Скопинцева — 23-летнего героя. На Северном флоте с самого начала войны. Сопровождение полярных конвоев, подбитые немецкие корабли, самолеты, разрушенные укрепления. Но в ноябре 1943-го это был всего лишь третий вылет лейтенанта. В тот день его эскадрилья бомбила немецкий аэродром на границе с Норвегией. Вместе с напарником, стрелком Владимиром Гуменным, успели сбросить бомбы, но попали под шквальный огонь зениток. И тут же сверху налетел «Мессершмитт». Реставраторам потом пришлось латать более 70 пробоин на крыльях и кабине.

Одну «рану» на фюзеляже все-таки оставили – отверстие от 20-миллиметровой немецкой зенитки. Снаряд пробил обшивку, бронекапсулу и уничтожил генератор. В результате заклинило пушки и самолет не смог вести ответный огонь. Стрелок, сам уже раненый, из пулемета поджег «Мессершмитт». А Скопинцев сумел посадить машину на лед замерзшего озера недалеко от Мурманска и четыре километра нес товарища по глубокому снегу. Оба выжили и встретили Победу. А самолет провалился под лед и затонул.

«Отец рассказывал, что они пытались вытащить сначала этот самолет. Он возвращался туда на следующий день, какие-то документы оттуда забирал. Он часто нам пересказывал с братом, и благодаря тому, что они в него в памяти были такими живыми, живые были его товарищи боевые, забыть эти рассказы просто невозможно», — сказала Евгения Скопинцева, дочь В. Скопинцева.

В 2010-м начались поиски. Полтора года. Обследовали чуть не всю 55-метровую глубину — безрезультатно. Помогли математики – рассчитали маршрут и определили: Ил-2 сел на другом озере. Не на том, что указано в донесении. На подъем приехали дети и внук летчика.

«Я себе представила, что последним, кто был в кабине этого самолета и вышел оттуда, это был отец, это было 70 лет назад. Подошел мой сын Анатолий, так же, с таким восторгом в глазах, за ручку штурвала дедовского самолета, и тут пробрало, до сих пор мурашки», — рассказывает Евгения Скопинцева, дочь В. Скопинцева.

Реставрация заняла шесть лет. Инженеры новосибирского НИИ им. Академика Чаплыгина совершили чудо, ведь чертежей этого экземпляра не сохранилось. Пришлось разобрать аппарат до винтика, выправить, зачистить, заставить снова работать все агрегаты. И вот машина буквально рвется в небо.

Вот он — звук боевого штурмовика Великой Отечественной войны. Сейчас, наверное, половина служащих аэродрома собрались, чтобы послушать это настоящее музыкальное сопровождение. 

Именно в 1943-м немцы прозвали Ил-2 «черной смертью» и «бетонным самолетом». На Курской дуге он сжигал танки десятками своими кумулятивными бомбами. Его пушки пробивали броню, а сам оставался неуязвимым для многих зениток.

Нынешний полет — не первый в биографии этого самолета. Участник Московского авиасалона в 2017 году, уже год спустя он совершил самостоятельный перелет в Берлин, где произвел фурор на авиакосмической выставке. Принимал участие в параде Победы в Самаре. И вот теперь, несмотря на коварство петербургской погоды, готов пролететь над Невой. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей