В театре «Современник» и далеко за его стенами вспоминают Галину Волчек
Год без Галины Борисовны Волчек. И ее родной «Современник» сегодня как будто замер в тишине. И ее ученики, которых видно сразу по силе эмоций и правдивости игры, вспоминают дорогого им человека, который как-то умудрялся быть одновременно и легендарным, и очень простым.
И ее комната в театре, где Галина Борисовна принимала гостей, чаевничала с ними в антракте и вдруг неожиданно произносила мудрости, которые каждый запоминал на всю жизнь, она ведь никуда не делась. Там все по-прежнему. И память об этой яркой звезде по имени Галина будет жить, пока жив «Современник», а значит, всегда.
Женщина-драма, женщина-музыка, женщина-театр. Ее нет с нами уже год, но остался ее талант, ее боль, ее любовь. Она течет в жилах каждого, кто хоть раз заходил в белокаменный особняк на Чистых прудах, каждого, кто попадал под ее обаяние. Сегодня в «Современнике» и далеко за его пределами вспоминают Галину Волчек.
«Мы сделали такой музыкальный портрет Галины Борисовны, большого друга личного и друга оркестра», — сказал художественный руководитель, главный дирижер оркестра «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков.
Портрет «Современницы». Это слово будто бы стало частью ее судьбы и натуры. Все, что делала Волчек, притягивало к ней разные поколения талантов как магнитом. В кабинете Владимира Машкова в «Табакерке» на стене раритет — подписанная актерами афиша первого спектакля «Современника» «Вечно живые».
«Галина Борисовна играла эту роль, очень волновалась. Она всегда сама рассказывала, как она искала этот образ, разнузданный и свободный, полупьяный. Ее точное видение человека поражало многих. И предчувствия ее не обманывали в отношении того или иного человека», — говорит художественный руководитель Московского театра Олега Табакова Владимир Машков.
Она отдала своей профессии все, потому что не умела по-другому. В ее трудовой книжке была лишь одна запись — «Принята на работу в театр "Современник"». И даже свой последний день рождения за неделю до ухода из жизни она встречала в родных стенах. Это последняя съемка Галины Борисовны и ее последние слова своей труппе.
«Я верю в то, что бог сохранит вас навсегда как коллектив, как коммуна, как счастье быть вместе», — говорила Галина Волчек.
Волчек сыграла 20 незабываемых образов в театре и 30 — в кино. А еще она проживала каждую роль в спектаклях, которые ставила сама. «Двое на качелях», «Три товарища», «Три сестры»... Чтобы попасть на ее легендарный «Крутой маршрут», в очереди стояла даже бродвейская элита.
Артистов, которых растила и учила Волчек, видно сразу. Это какой-то особенный класс, глубина и абсолютное попадание.
«Всегда вселяла в тебя не то что даже веру, а убежденность, что ты вырастешь в большого человека», — сказала актриса «Современника» Дарья Белоусова.
«Она мне сказала: "Ален, успокойся. Ты все знаешь. Делай, как ты чувствуешь. Не думай об этом". И вот этим она меня просто отпустила, она мне как бы отдала роль, как будто я про нее знаю больше, чем она», — говорит актриса «Современника» Алена Бабенко.
«Я бы ей сказала, что мне без нее тоскливо и больно, а она бы мне сказала: держись, она бы мне сказала: не кисни и иди дальше. Я вот с этим и иду», — призналась актриса «Современника» Виктория Романенко.
Она говорила, что играть надо «катапультируя зрителей из кресла», играть «доказывая». Как точно и как сложно.
«Необычайное желание ее порадовать, удивить, заставить улыбнуться и поверить в тысячный раз в нас, что она не ошиблась с нами. И доказать ей, что мы одной группы крови», — сказал артист театра «Современник», заслуженный артист РФ Сергей Юшкевич.
Волчок, волчица, волчиха — во что только не превращали звучную фамилию Волчек друзья и коллеги, но вот удивительно — чаще всего к ней обращались просто «мама».
«Даже она меня называла вторым сыном. Первый всегда, конечно, Денис. И вот это ощущение счастья и радости за то, что у кого-то хорошо — вот это ее великий талант», — отметил глава группы компаний Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович.
Мы запомним ее такой: отчаянно одинокой, как в «Осеннем марафоне», жесткой и сильной, как в «Короле Лире», такой красивой и счастливой, как на поклонах после очередной триумфальной премьеры.
«Дорогая Галина Борисовна! Художественный руководитель, режиссер, учитель, дорогой и любимый друг, огромная неповторимая глава русского психологического театра, спустя год с печалью светлой говорю вам "спасибо" за все, что вы сделали в этой жизни для русского театра, для театра "Современник", для многих-многих людей, которые о вас помнят, не забудут никогда. И всегда будут рядом с вами. Всегда», — сказал народный артист России Сергей Гармаш.