40 лет исполнилось со дня первого концерта знаменитого Ленинградского рок-клуба
40 лет назад на территории СССР в Ленинграде появился такой «островок свободы», что трудно было себе представить, как это вообще произошло в те времена. 7 марта 1981 года состоялся первый концерт Ленинградского рок-клуба. Вопреки времени, когда слово «рок» звучало как антисоветский призыв, а длинные волосы и электрогитара считались нарушением устоев и раскачивали общественный порядок.
Когда тексты для публичного исполнения должны были проходить цензуру в литературном отделе. И клуб стал центром притяжения свободных творческих людей, не только музыкантов, но и поэтов, художников, актеров, писателей, режиссеров.
Он просуществовал всего 10 лет. Но эти годы навсегда все изменили, и родились легендарные имена и легендарные группы, и эта химическая реакция свободы, творчества, любви продолжается до сих пор. И ноты, и строчки выходят из-под пера. И по-прежнему «дом стоит — свет горит, из окна видна даль»...
- Добрый день, уважаемые любители рок-музыки, сегодня у нас праздник, сегодня мы открываем Ленинградский клуб любителей рок музыки!
Эта звукозапись сделана из-под полы. За попытку фото-, тем более киносъемки на том концерте грозил тюремный срок. Ведущему выдали текст: любое отступление — и первый концерт мог стать последним.
«Я боялся произнести слово «рок» со сцены! Потому что тогда еще никто не произносил слово «рок» со сцены официально», — вспоминает ведущий первого концерта ЛРК Саша Семенов.
Рок-н-ролл в СССР, конечно, был. Но до 7 марта 1981 года его играли в основном подпольно: в общежитиях, на периферийных танцплощадках.
«Гэбэшники накрывали, приходили, вырубали свет, электричество. Все, концерт окончен. По этому поводу Гребенщиков как раз пел: «Мы шли на новый фильм, кто-то выключил ток…», — рассказывает основатель и первый президент ЛРК Геннадий «Гена» Зайцев.
Устав будущего клуба Гена Зайцев придумал еще в 1974 году. В его коммуналке тогда собирался чуть ли не весь неформальный Ленинград. Слушали пластинки, пытались что-то сочинять. И это не было протестом. Просто такая музыка в СССР не звучала. А без нее они жить уже не могли.
«Я услышал музыку Beatles, когда был ребенком, и она на меня подействовала как некий химический элемент, которого не хватало растущему организму. Вот некоторым не хватает кальция, они грызут стену. А организму моему не хватало вот того музыкального химического состава», — признается лидер группы «Пикник» Эдмунд Шклярский.
Говорят, в создании рок-клуба замешано КГБ. Мол, неформалов было проще контролировать, собрав в одном месте. Тем не менее только через семь лет с момента написания устава, власти, наконец, уступили.
В Ленинграде на улице Рубинштейна, 13 впервые в СССР им разрешили выступать! Это не был клуб в нынешнем его понимании. Здесь царил дух экспериментирования, творческого хулиганства. Здесь общались и создавали новые стили.
«Вот этот рок-клуб вообще был мистический. Там все вот это — «энерджи» — все было фантастика! Атмосфера рок-клуба, это была энергия!» — говорит певица и музыкальный продюсер Джоанна Стингрей.
Джоанну Стингрей подозревали в шпионаже и ФБР, и КГБ. Она несколько лет жила на две страны, дружила с ленинградскими рокерами и пели с ними на сцене. А в 1986 году в подкладке блузки и в подошве ботинок вывезла в США пленки и выпустила первый на Западе альбом с песнями групп «Кино», «Аквариум», «Странные игры» и «Алиса». В это же время в Москве открылась рок-лаборатория.
«Музыканты в Москве все играли профессиональнее. А в Питере акцент ставился на самобытности, на яркости, на явлении. Твой внутренний мир был интересен. По духу питерские музыканты были значительнее интересней», — считает лидер группы «Алиса» Константин Кинчев.
Процесс стал неуправляем. Похожие клубы открывались по всей стране. По СССР прокатилась волна рок-фестивалей, группы собирали стадионы и отправлялись в международные турне. И вдруг СССР исчез. А вместе с ним и уникальный рок-клуб.
«Осталась память! Безденежье, бытовые моменты совсем никакие. Но у всех музыкантов было желание писать кайфовые песни. Мы думали только о том, как после работы побыстрее на точку отправиться и там сочинять и репетировать. Это было очень интересно!» — вспоминает фронтмен группы «АукцЫон» Олег Гаркуша.
За 10 лет существования через Ленинградский рок-клуб прошли полторы сотни групп. Десятки из них стали известны, некоторые остаются кумирами и для новых поколений. Сегодня уже никого не удивляет, что в Государственном Русском музее выставка о Ленинградском рок-клубе. Рок жив, пока его играют и слушают.