В семи российских регионах будут созданы карбоновые полигоны
Воздух, которым мы все дышим, сегодня был предметом разговора на высшем уровне. Владимир Путин принял Валерия Фалькова — министра науки и высшего образования.
Атмосферой — ее качеством и безопасностью — занимаются ученые разных специальностей. Не только те, кто создает защиту от инфекций, переносимых воздушным путем, в том числе от порядком доставшего ковида. В России готовится большой проект, призванный помочь в борьбе с загрязнениями. Помочь не только нашей стране, хотя замысел и могут попытаться использовать нам в ущерб.
Трехсотметровая мачта посреди туруханской тайги появилась почти 15 лет назад. С помощью установленных на ней датчиков ученые за это время узнали о том, что примерно шестая часть выбросов всех европейских предприятий, а это десятки миллионов тонн загрязняющих веществ в год, в итоге оседает в сибирских лесах. Но таких исследовательских станций в России пока не так уж и много. Между тем изучение экологии — одно из ключевых направлений в планах отечественных ученых на этот год. Он, кстати, в нашей стране объявлен Годом науки и технологий. И эти планы глава Министерства науки и высшего образования обсудил с президентом.
— В.Путин: Я посмотрел то, что Вы планируете. В августе, вижу, особое внимание предполагаете уделить климату, экологии. Это важнейшее направление в целом для любого человека в мире и в нашей стране. В этой связи могли бы что-то сказать дополнительно?
— В.Фальков: Да. Мы запускаем новый большой научно-образовательный пилотный проект по созданию карбоновых полигонов.
— В.Путин: Что это такое?
— В.Фальков: Карбоновые полигоны — это такие специальные территории и местности. Что в данном случае, какие задачи мы хотим решить? Мы хотим разработать методики измерения потоков основных парниковых газов — это важно принципиально — двуокись углерода, метан, закись азота и так далее. Для нас как для страны это вопрос в каком-то смысле даже национальной безопасности. Важно, чтобы была собственная недискриминационная система измерения баланса парниковых газов, то есть того, как они и где выделяются и поглощаются.
Всего таких полигонов в России на первых порах будет семь: в Сахалинской, Новосибирской, Тюменской, Свердловской областях, в Краснодарском крае, Чечне и в Калининградской области. Регионы с разным климатом и разными промышленными возможностями.
Анализ парниковых выбросов на этих территориях позволит ученым получить достоверную картину влияния человека на климат в нашей стране. Особенно важно это с учетом того, что в Евросоюзе с 2023 года планируют ввести так называемый «углеродный налог» — обложить дополнительными пошлинами товары, чье производство связано с большим количеством выбросов. И здесь необходим точный подсчет, ведь не исключено, что забота о природе может стать лишь очередным предлогом в торговой войне.
— В.Путин: Безусловно, декарбонизация — важнейшее направление деятельности не только в мире, но и для нас тоже. Важно только, чтобы это не использовалось как инструмент для достижения каких-то узкокорыстных экономических целей либо каких-то других, не шло в ущерб нашей стране. Мы знаем, с чем совсем недавно столкнулись европейские страны, юг Соединенных Штатов, когда замерзали ветряные мельницы, и для того чтобы их разморозить, нужно было прибегать к использованию таких энергетических источников, которые в принципе даже в некоторых местах и запрещены для производства электроэнергии. Поэтому здесь очень важно совместить научные знания, потребности сегодняшней экономики, смотреть в будущее и сотрудничать.
— В.Фальков: Мы именно так и воспринимаем. Это площадки открытые, и наши коллеги, иностранные студенты и исследователи, – все должны знать, что мы на основе научных данных осуществляем расчеты, при этом этим расчетам, естественно, можно и нужно доверять, и мы будем обмениваться.
Помимо изучения влияния выбросов на окружающую среду, на карбоновых полигонах будут искать и способы борьбы с этими выбросами. Экология вообще одно из самых популярных сегодня направлений, которое все чаще выбирают молодые ученые. Да и, в целом, желающих заниматься наукой в нашей стране с каждым годом все больше.
Судя по результатам последнего опроса ВЦИОМ, почти 60% россиян считают, что престиж ученых за последний год вырос. А около 70% отметили увеличение поддержки науки государством. И в то же время, как отметил министр науки и высшего образования на встрече с президентом, здесь еще есть над чем поработать.
— В.Фальков: У нас одной из приоритетных целей Года науки и технологий является привлечение в сферу талантливой молодежи. Но есть системная проблема, она связана с тем, что, к сожалению, у нас отсутствует четкое единообразное определение понятия и закрепление правового статуса молодого ученого. Просьба поддержать нас с тем, чтобы в профильный закон о науке внести изменения, закрепив в нем и понятие, и правовой статус молодых ученых как совокупность прав, обязанностей и, что очень важно, гарантий.
— В.Путин: Хорошо. Думаю, что государство должно позаботиться об ученых всех поколений, всех возрастов, но исхожу из того, что начинающие исследователи нуждаются в особой поддержке со стороны государства, поскольку они являются как раз начинающими, они только делают первые шаги.
Одна из таких важнейших гарантий, в которой особенно нуждаются молодые ученые, безусловно, высокий уровень заработной платы. Ведь от нее во многом зависит, насколько умы ученых заняты решением именно научных задач.