Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
14 июля 2021, 21:54

Пушкинский музей приглашает на выставку, посвященную женщинам — музам Монпарнаса

Москва, Волхонка, 14: Пушкинский музей приглашает в мир, созданный только женщинами — живопись, скульптура, фотографии и прикладное искусство. Выставка «Музы Монпарнаса» — посвящение легендам знаменитого парижского района художников, писателей, коллекционеров.

Монпарнас. В начале ХХ века для парижской богемы не было слова приятней. Сюда приезжали писатели, скульпторы и художники со всего света. Марк Шагал арендовал здесь мастерскую, Диего Ривера искал новые формы, Мунк и де Кирико написали одни из самых знаменитых своих картин. Но все это время рядом были и «музы Монпарнаса». И в Пушкинском музее хотели показать — их место не только на холсте, но и у мольберта.

«Непросто, потому что сейчас модно все время вспоминать про женщин в связи с какими-то феминистическими движениями. Как раз то, что происходило на Монпарнасе, это был такой большой, густой котел, в котором варился вот этот суп, связанный с искусством и с культурой, где каждый ингредиент был важен. И женщины внутри этого круга занимали очень важную роль», — рассказывает директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Они словно дразнили консервативное общество. Ромейн Брукс делала то, что благородные девушки не могли себе позволить даже в мыслях — изображала обнаженную натуру. Невинную и в то же время невероятно соблазнительную. Тамара Лемпинска вела диалог с Пикассо. И предложила свою — мягкую — форму кубизма. За их дерзкое искусство мужчины называли их похитительницами душ. Одной из них была русская по происхождению художница Мария Васильева. Во время первой мировой она открыла в своей мастерской бесплатную столовую для бедных художников.

«Которая стала не только местом питания физического, но и местом обмена, общения, настоящим клубом, где сложились основы того явления, которые мы называем «Парижской школой». Здесь укрепилась дружба, скажем, Кислинга, Модильяни, который, правда, буянил в этой столовой иногда», — поясняет куратор выставки «Музы Монпарнаса» Алексей Петухов.

Париж был тем редким местом, где женщинам было доступно художественное образование. И то, не в государственных институтах, а в небольших частных академиях. Для них открывали специальные женские классы. Где они постепенно начали заходить на территорию мужчин.

В зале, напоминающем мастерскую, выставлены работы студенток академии скульптурного мастерства. Эти — авторства нашей знаменитой Веры Мухиной. Она училась в Париже два года. До создания ее самого известного монумента — «Рабочий и колхозница» — остается 25 лет. Символично, что впервые скульптурная композиция была показана тоже в Париже. На всемирной выставке. Пикассо тогда написал: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба».

«Вообще, женщин-скульпторов до XIX века просто по пальцам пересчитать. Потому что физически это была очень тяжелая работа, с одной стороны. Кроме того, это было связано с тем, что занятия искусством, они подразумевали работу с обнаженной натурой, что в случае с женщинами считалось крайне неприлично», — рассказывает куратор выставки «Музы Монпарнаса» Наталья Кортунова.

Еще один символ Монпарнаса — это кафе «Ротонда». Здесь заключались пари, делались карьеры, возникали романы. Но, пожалуй, главная героиня местных кафе — это Кики. Натурщица, которую мечтали написать самые талантливые художники.

«До Первой мировой войны натурщица — это наемная работница, которую выбирают художники-мужчины на бирже, как на рынке. А в 20-е годы ситуация меняется. Натурщица становится свободным человеком, она сама выбирает, куда, к какому художнику в мастерскую идти, кому отдать предпочтение», — рассказывает Алексей Петухов.

Их не воспринимали всерьез, их картины не выставляли, а их мнение никого не интересовало. Сложно представить, сколько раз они слышали ненавистное «ты же женщина». Но музы Монпарнаса вышли за рамки ожиданий и предубеждений. И подарили возможность следующим поколениям женщин выбирать себе любую роль, какую мы только захотим.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей